?

Log in

No account? Create an account
Хочется поделиться страшным: актуальным искусством - В поисках Великого Интереса

> Recent Entries
> Archive
> Friends
> Profile

April 17th, 2014


Previous Entry Share Next Entry
08:43 pm - Хочется поделиться страшным: актуальным искусством
В последнее время тема современного, а особенно актуального (с 80-х гг. прошлого века и по сию пору) искусства часто всплывает в моей условно профессиональной деятельности. В тренинги по развитию креативного мышления мы ее (тему) включаем осознанно, а теперь и статью попросили написать.  Непростая тема, честно говоря. Насколько непростая, я поняла хотя бы по тому, насколько статью сократили именно в части описания конкретных работ. Считаю, что напрасно: без них нельзя осознать всю красоту предмета.
creative Saville Brandec 1992 Джейн Сэвилл, "Автопортрет" (1992)





Критика современного искусства устойчиво опирается на два аргумента: «и я так могу» и «это омерзительно», - за которыми стоит фундаментальный вопрос: является ли современное искусство искусством? Для начала нужно разобраться, о каком современном искусстве идет речь. В нашем мозаичном мире  есть место для самых разнообразных направлений. Усладу для глаз найдут и традиционалисты, и поклонники креативных материалов и технологий, и сторонники искусства «высокого мастерства». Сюрреалистическая живопись, к примеру, требует академических навыков, знания законов перспективы, теории цвета и так далее. Вот, например, милая гиперреалистическая  вещь (выполнена акриловыми красками):
Jason de Graaf sur

Эстетично? - Да. Заставляет ли думать? – Если только над тем, зачем нужно имитировать фотографию. Очевидно, что основные претензии  противников современного искусства адресованы не этому привычно эстетичному искусству, поэтому оставим его за скобками и будем размышлять о тех направлениях, которые вызывают бурные протесты и яростные дискуссии. О тех, которые не вызывают сильный эмоциональный отклик, потому что способны затронуть наши моральные устои и заставить думать о том, почему мы так на них реагируем.

У актуального (постмодернистского)  искусства есть ряд особенностей. Во-первых, он
рассыпается на мелкие группы: художники-гомосексуалисты, художницы-феминистки, художники-чернокожие и т.д. Эклектичность достигает крайности: одни клеймят капитализм, другие создают бриллиантовые черепа и позолоченные статуи топ-модели Кейт Мосс.

cate moss Вот такой Марк Куинн, например.

Расовые, гендерные, политические, антикапиталистические контексты  постмодернизма вполне можно понять, даже если произведения принимают уродливые формы. Хорошим примером такого искусства может служить  фотография Джейн Александер «Мальчики мясника», посвященное теме расовой дискриминации в ЮАР. Обнаженные белокожие мужчины буднично сидят на скамейке, но лица из скрыты мод масками монстров, а на груди нарисованы шрамы, какие оставляют операции на сердце. Смысл работы вполне очевиден, но если его не знать, то фотография производит очень странное впечатление.
Jane Alexander-Butcher BoysJane Alexander, Butcher's Boys

Отвратительно? Да. Но не оскорбительно, потому что тема вполне этична. Дальше больше. В поисках того, где можно больше эффективнее шокировать публику, они активно эксплуатируют три «темы»: внутренности и кровь, нетипичный секс  и испражнения в различных вариациях.  При этом они предлагаются не сами по себе, а с изощренной оскорбительностью.  Апофеозом их усилий стал проект под названием «Сенсация», в рамках которого состоялись две выставки художников, принадлежащих к направлению Young British Art, одна в Лондоне в 1997 г., вторая – в Нью-Йорке, в 1999 г.  Выставки пользовались колоссальной, хотя и скандальной популярностью.

В числе наиболее примечательных работ была скульптура Марка Куинна Self: маска из воска и крови самого художника, которую он собирал в течение длительного времени, а также знаменитая инсталляция Дэмиена Херста:  «Физическая невозможность смерти в жизни живущего», представляющая собой заполненный формалином параллелепипед с чучелом акулы. Эта работа была продана за 12 млн долларов. (через несколько лет труп акулы разложился, и ее пришлось заменить другим.)

self

Но скандал вызвали не эти работы, а две другие, которым удалось разбудить самые острые человеческие эмоции. В Лондоне наибольший резонанс вызвал портрет Майры Хиндли (британской детоубийцы-маньячки), выполненный в стиле мозаики из многочисленных отпечатков детских ладоней. В Нью-Йорке гнев публики обрушился на «Святую Деву Марию»  британца африканского происхождения Криса Офили. На работе, выполненной в стиле этнического примитивизма, изображена черная мадонна, окруженная нарисованными гениталиями и кусками самого настоящего слоновьего помета. Как всегда бывает в таких случаях, негодование общественности и попытки уничтожить работы спровоцировали взрыв интереса публики и в разы увеличили посещаемость выставок.
myra


ofili virgin

Еще на одной выставке постмодернистского искусства в Дании была выставлена инсталляция Марко Эваристи: десять блендеров с живыми золотыми рыбками. Комментарий к инсталляции предлагал желающим включить блендер.

Знаменитые надувные скульптуры гигантских размеров Пола Маккарти можно увидеть в самых неожиданных местах, вплоть до площади перед знаменитым Сан Джорджо Маджоре в Венеции. Уродливые фиолетовые женщины с недоразвитыми ножками, гигантских размеров фекалии – все это объекты его творчества. Но самая страшная тема, которую он эксплуатирует, - это тема детской порнографии.  Эту тему не позволяло себе даже сексуально раскованное античное и индийское искусство. Одна из самых известных его скульптур – «Культурная готика» (1992), - стилистически выполнена в духе провинциальной Америки 50-60-х годов, и эта стилистическая винтажность обостряет восприятие сюжета. Мальчик подросток развлекается с козой, а папаша заботливо положил руки на плечи сына. И стоит этот дивный образец постмодернизма в Бруклинском музее в Нью-Йорке.

И куда, интересно, такое искусство может двинуться дальше? Для него практически не осталось «материала», с которым он сможет работать в будущем. Поэтому не исключено, что в недалекой перспективе нас ожидает крутой вираж.  Тем не менее, при всей отвратительности и неприемлемости наиболее радикальных произведений постмодернистского искусство оно реализует основную функцию: заставляет думать о нашем отношении к нему самому, к миру, который нас окружает, к причинам, по которым этот мир выглядит именно так. Более того, искусство модернизма и постмодернизма эффективно выполняет роль катализатора нашей самоидентификации. Да, оно воздействует «от противного», но воздействует, и очень мощно.

(10 comments | Leave a comment)

Comments:


[User Picture]
From:Vladimir Melnik
Date:April 17th, 2014 08:34 pm (UTC)
(Link)
Здесь больше работы для психиатров, чем для искусствоведов...
[User Picture]
From:kintosha
Date:April 17th, 2014 08:45 pm (UTC)
(Link)
Не думаю... Сдается мне, здесь расчет присутствует. Расчет на то, что удастся эпатировать и зацепить самые отзывчивые струны. Что и происходит на этих выставках, кстати. И вот среди зрителей, конечно, патологические реакции вполне могут проснуться.

Хотя "психи" остро реагируют на не только на прямую провокацию. Есть ряд художников, к которым их просто магнитом тянет. Толпы психов крутятся вокруг Леонардо и, как ни странно, Ватто. Для меня это загадка, но искусствоведы, специализирующиеся на 18 веке, в один голос это утверждают. Зато ни один псих не интересуется Рафаэлем )
From:briz
Date:April 18th, 2014 11:13 am (UTC)
(Link)
Играть на темных струнах души намного проще, чем на светлых.
Показать кровь, ужас, смерть и тем самым добиться отказа от оружия - это проще, чем написать Красоту, которая тоже заставит опустить ствол.

Edited at 2014-04-18 11:14 am (UTC)
[User Picture]
From:kintosha
Date:April 18th, 2014 05:06 pm (UTC)
(Link)
проще, конечно, но в другие времена не прокатило бы. Раз именно это востребовано, значит, общество сейчас такое.
[User Picture]
From:nina_yudina
Date:April 18th, 2014 09:51 am (UTC)
(Link)
Лера, ты все-таки удивительно объективна, ты даже о таких вещах можешь судить взвешенно и без лишних эмоций. Для меня, например, такие варианты, особенно с рыбками в блендере (это уж чистый садизм), - это... ну, скажем так, не всегда и не во всем искусство. Я консерватор в чем-то, конечно, но мне думается, что истинное искусство всегда имеет две составляющие - эстетическую и нравственную. Творчество может быть любым, для кого-то оно терапия, для кого-то способ заработать, но искусство все-таки, мне кажется, должно задавать некий моральный эталон, заставлять задуматься, но не прибегая к экстремальным формам. Его путь - иносказание, трансляция идеи через образ, а не грубое насилие над психикой зрителя. Если Сэвилл хочется изобразить себя именно так - это ее право, личное видение самой себя, но детское порно, экскременты... А Гюнтер фон Хагенс?! Можно ли глумление над смертью, над телами назвать искусством? Честно говоря, мне при виде подобных "работ" иногда хочется вызвать психиатра. Сейчас такое странное время, все смешалось, в том числе и в людском восприятии, что многим и "Упоротый лис" кажется верхом совершенства; это была одна из причин, из-за которых я решила не возвращаться к искусствоведению. Критерии качества художественных работ никогда не были четкими, а теперь их и вовсе не осталось. Стоит заявить, что из трупов нельзя делать скульптуры, а живые рыбки в блендере - это тест на вменяемость, но никак не художественная работа, - и в тебя полетят тапки, тухлые помидоры и обвинения в отсталости от жизни. В общем, "мое" искусство, видимо, осталось где-то в прошлом - до восьмидесятых.
[User Picture]
From:kintosha
Date:April 18th, 2014 05:04 pm (UTC)
(Link)
Нина, я просто думала много на эту тему. Эпатажа в подмодернистском искусстве много, но он, скорей, демонстративного характера. Блендеры с рыбками, как ты понимаешь, никто и не думал включать - это вызов. Надувное дерьмо - чистый стеб, как и merda d'artista в консервных банках, которую купила Tate. Тема секса - вещь относительная. Речь же не о насилии, а о свободе от христианских норм. Если мы посмотрим индийское искусство или те же помпеянские фрески, то увидим много интересного.

Трупы - это те же кунсткамеры, которые у нас вполне были популярны. Люди же завещают свои тела после смерти для разных целей. В египетской цивилизации их мумифицировали, предварительно удаляя все лишнее.

В общем, я бы сказала, что совриск балансирует на грани, но редко за нее переходит. Но думать заставляет активно, и это, пожалуй, неплохо.
From:briz
Date:April 18th, 2014 10:53 am (UTC)
(Link)
умение продать все это - вот в чем искусство :)
[User Picture]
From:kintosha
Date:April 18th, 2014 05:07 pm (UTC)
(Link)
Я бы сказала, что все-таки спрос определяет предложение.
[User Picture]
From:samitay
Date:May 12th, 2014 08:53 pm (UTC)
(Link)
Вот вот , это не художники , а маркетологи.
[User Picture]
From:kintosha
Date:May 13th, 2014 08:40 am (UTC)
(Link)
Какое общество, такие и художники, такое и искусство :)

> Go to Top
LiveJournal.com