Кинтоша (kintosha) wrote,
Кинтоша
kintosha

Category:

Является ли искусством современное искусство?

Споры о природе современного искусства не утихают десятилетиями. Более того, завершение эпохи модернизма в 80-х и развитие философии и искусства постмодернизма только обострило грани дискуссии. Критика современного искусства устойчиво опирается на два аргумента: «и я так могу» и «это омерзительно», - за которыми стоит фундаментальный вопрос: является ли современное искусство искусством?

diluted mannekins
Spyer




С большей частью наследия модернизма (за исключением, пожалуй, только скандальных исканий дадаистов во главе с ироничным и интеллектуальным Марселем Дюшаном с его знаменитым «Фонтаном») общественное мнение обошлось более или менее снисходительнов настоящее время мало кто готов отказывать работам Пикассо, Поллока и Уорхолла в статусе произведений искусства. Однако в отношении постмодернистских исканий общество далеко не столь лояльно. И в качестве аргументов против признания искусством современных творческих исканий выдвигают упомянутые вопросы.

С одной стороны, в них присутствует значительная доля истины, с другойих однообразие утомляет и мало кого убеждает. Художественное сообщество уверенно игнорирует такую аргументациюРазумеется, многие заметные работы 20-го и начала 21-го века подчеркнуто антиэстетичны. Разумеется, многие работы оскорбительны. Конечно, многие из них вполне могут быть выполнены пятилетним ребенком. Основной вопрос в дискуссии о современному искусствепочему антиэстетическое и оскорбительное прочно в нем укоренилось? Почему творческая энергия и интеллект направляются на обыденное и демонстративно бессмысленное?

Чтобы развивать дискуссию о современном искусстве, нужно для начала попытаться ответить на вопрос: Что такое искусство? Без понимания природы искусства споры о том, что является искусством, а что не является, совершенно бессмысленны.

Человечество познает мир через различные модели, являющиеся продуктом духовного творчества. Таких моделей у нас многоэто, например, мифология в традиционных обществах, научное познание и религияв цивилизованных. Наиболее универсальной моделью мира является языкИскусство тоже представляет собой своеобразную модель - модель познания своего отношения к миру, познания эмоциональной сферы действительностиВ искусстве обобщение достигается не через абстракцию, как в науке, а через конкретное и отдельное, которое заставляет нас задуматься об общем явлении.

Какой вывод можно сделать из такого видения искусства? Вполне очевидный: искусство не тождественно рукотворной «красоте». Оно не обязано быть сложным в исполнении, не привязано к тем или иным технологиям и не должно с необходимостью радовать наше эстетическое чувство. Его функция в другомв выражении отношения художника-автора к миру, в котором он живет, и в побуждении зрителя к формированию (или осознанию) собственного отношения к этому миру. Если функция реализуется, то, нравится нам это или нет, современное искусство является именно искусством.

При такой постановке вопроса нет даже необходимости привлекать на помощь институциональную теорию искусства, согласно которой, если нечто признается произведением искусства художественными галереями, музеями и другими художественными институтами, то вопрос о принадлежности этого «нечто» к искусству считается решенным.

marco evaristti
Рыбки в блендере Марко Эваристти
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments