Восприятие времени у них, видимо, было циклическое, в античную эпоху. По-моему, я читала об этом у Шпенглера... А может, еще у кого-то. Средневековая Европа (то есть христианская) - это фаустовское время, линейное, устремленное куда-то в конечную точку. А в античности, соответственно, циклическое: вечный мир без начала и конца. Люди конечны, а жизнь нет. В этом случае мотив сезонов, пожалуй, понятен. Традиционно он присутствует в мозаиках пола в римских (условно: тип жилища) виллах, потом перекочевывает в погребальное искусство, но ненадолго. Времена года в христианских катакомбах встречаются только в самом начале христианской традиции и быстро исчезают.
дальше
Похоже, дело в том, что понимание мира как циклического давало некоторое утешение перед лицом смерти, отсюда и тема сезонов. Когда ты точно знаешь, что снова придет весна, и снова расцветут анемоны и крокусы, а потом созреют персики, инжир и виноград, то чувство неизбежности смерти как-то отодвигается. А для античного мировоззрения это было нелишним: странным образом у них долго не было представлений о счастливой загробной жизни. Vita felix - это уже позднеантичное изобретение, и то смутное. Какие-то острова, какие-то Диоскуры, какой-то элизий, не поймешь, для всех ли. Ну а у христиан все было линейно: веруешь? - воскреснешь во плоти. Зачем им времена года в погребальном искусстве? В христианстве даже визуальный образ рая достаточно поздно сложился, а до этого, похоже, христиане понимали рай немного по-египетски: те же любимые люди, собравшиеся в какой-то счастливой стране.
Но такое линейное восприятие тяжеловесно, поэтому тяжеловесно и христианское искусство в раннем Средневековье. И египетское тоже было тяжеловесным. Невыносимая легкость бытия тогда появляется, когда ты спешишь наслаждаться жизнью.
