Кинтоша (kintosha) wrote,
Кинтоша
kintosha

Categories:

почему времена года?

Удивляюсь, почему в античных мозаиках (и живописи тоже) так устойчиво популярны были персонификации времен года? Их просто невозможное количество, причем повсеместно, от нынешней Испании до Антиохии и Зевгмы в Восточной Турции. Мода модой, но мода же тоже не на ровном месте возникает. Вообще их в провинции больше - в Ливии, Тунисе, Восточном Средиземноморье, на греческих островах. Но в Риме тоже должны быть, потому что в раннехристианских катакомбах я их вижу. А это прямые наследники позднеантичной традиции, точнее, традиция та же самая, только новые смысли добавлены.

Восприятие времени у них, видимо, было циклическое, в античную эпоху. По-моему, я читала об этом у Шпенглера... А может, еще у кого-то. Средневековая Европа (то есть христианская) - это фаустовское время, линейное, устремленное куда-то в конечную точку.  А в античности, соответственно, циклическое: вечный мир без начала и конца. Люди конечны, а жизнь нет. В этом случае мотив сезонов, пожалуй, понятен. Традиционно он присутствует в мозаиках пола в римских (условно: тип жилища) виллах, потом перекочевывает в погребальное искусство, но ненадолго. Времена года в христианских катакомбах встречаются только в самом начале христианской традиции и быстро исчезают.


дальше

Похоже, дело в том, что понимание мира как циклического давало некоторое утешение перед лицом смерти, отсюда и тема сезонов. Когда ты точно знаешь, что снова придет весна, и снова расцветут анемоны и крокусы, а потом созреют персики, инжир и виноград, то чувство неизбежности смерти как-то отодвигается. А для античного мировоззрения это было нелишним: странным образом у них долго не было представлений о счастливой загробной жизни. Vita felix - это уже позднеантичное изобретение, и то смутное. Какие-то острова, какие-то Диоскуры, какой-то элизий, не поймешь, для всех ли. Ну а у христиан все было линейно: веруешь? - воскреснешь во плоти. Зачем им времена года в погребальном искусстве? В христианстве даже визуальный образ рая достаточно поздно сложился, а до этого, похоже, христиане понимали рай немного по-египетски: те же любимые люди, собравшиеся в какой-то счастливой стране.

Но такое линейное восприятие тяжеловесно, поэтому тяжеловесно и христианское искусство в раннем Средневековье. И египетское тоже было тяжеловесным. Невыносимая легкость бытия тогда появляется, когда ты спешишь наслаждаться жизнью.

seasons
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments