Кинтоша (kintosha) wrote,
Кинтоша
kintosha

Библия как история кочевников

Некоторые исследователи считают, что история исхода евреев из Египта - не что иное, как отражение изгнания гиксосов великими фараонами 18 династии. А историю Иосифа Прекрасного (который толковал сны фараону, предсказывая семь тучных и семь тощих лет) толкуют, соответственно, как отражение гиксосского завоевания. Не самая популярная точка зрения, но есть такая. Соблазнительно в ней то, что это единственный достоверный факт, когда азиатские семитские народности были выпровожены из Египта. Для других гипотез нет ни археологических, ни текстовых свидетельств (а эпоха уже письменная давным-давно, так что массовые хождения народов как-то должны были в ней отразиться).  Но во всем остальном она не очень годится. Что касается Иосифа Прекрасного, то этот сюжет был бы слишком скромным отражением гиксосского завоевания. Это было не просто приближение иностранцев к египетской власти, а длительное прямое правление гиксосской династии "царей-пастухов". Какой там  приближенный к трону Иосиф Прекрасный!

Ну а во-вторых



Мне что-то кажется, что историческое сознание появляется у народов очень поздно, а до этого мифологическое мышление крутится в циклично-безвременном пространстве космогоний и одушевленных природных сил. То есть гиксосское завоевание - это слишком далекое событие для Библии, создатели которой были, без сомнения пастухами-кочевниками. Это проявляется во всем: и в предпочтении, которое Бог отдает скотоводу Авелю перед земледельцем Каином, и отношение к громадным зиккуратам шумеро-аккадской эпохи, отразившееся в истории о вавилонской башне. И в ней же  - отношение к городам-космополитам, многонациональное население которых говорит на разных языках. Собственно, и в самой истории Иосифа Прекрасного тоже понятно, кем были тогда евреи: народом, состоящим из пастушеских родов, переместившихся в Египет, когда в Восточном Средиземноморье почему-то стало голодно.  Ну и понятно примерно, когда они перешли от кочевничества к оседлой цивилизации: тогда, когда Иисус Навин завоевал города Земли Обетованной, включая Иерусалим.

Вот только в Египет ли они переместились в голодную эпоху?.. В Египте до сих пор не найдены археологические следы массового пребывания евреев, так же как в Палестине не обнаружены следы внезапного (если следовать Библии) появления новой этнической группы. В дельте-то, положим, трудно что-то найти (эти болота - вечная боль археологов), но в Палестине, где копаются десятилетиями, что-то могло бы и найтись. Да и по дну Красного моря ходить несподручно как-то... Так может, перемещались древние евреи не по Египту, а здесь же, в Восточном Средиземноморье, южная часть которого долго оставалась под властью Египта эпохи Нового Царства, а северная - принадлежала то хурритам, то хеттам, то еще кому-то? Откочевал на юг - и ты в "Египте", вернулся на север - вот тебе и исход. И тогда завоевание ханаанских городов может отражать историю постепенного расставания с кочевым образом жизни племенных народов и переход к оседлой городской цивилизации. Вопрос: куда делись строители ханаанских городов, когда эти города были завоеваны евреями? Боюсь, туда же, куда подевались византийцы после завоевания Византии турками.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments