?

Log in

No account? Create an account
Библия как история кочевников - В поисках Великого Интереса

> Recent Entries
> Archive
> Friends
> Profile

February 6th, 2016


Previous Entry Share Next Entry
09:28 pm - Библия как история кочевников
Некоторые исследователи считают, что история исхода евреев из Египта - не что иное, как отражение изгнания гиксосов великими фараонами 18 династии. А историю Иосифа Прекрасного (который толковал сны фараону, предсказывая семь тучных и семь тощих лет) толкуют, соответственно, как отражение гиксосского завоевания. Не самая популярная точка зрения, но есть такая. Соблазнительно в ней то, что это единственный достоверный факт, когда азиатские семитские народности были выпровожены из Египта. Для других гипотез нет ни археологических, ни текстовых свидетельств (а эпоха уже письменная давным-давно, так что массовые хождения народов как-то должны были в ней отразиться).  Но во всем остальном она не очень годится. Что касается Иосифа Прекрасного, то этот сюжет был бы слишком скромным отражением гиксосского завоевания. Это было не просто приближение иностранцев к египетской власти, а длительное прямое правление гиксосской династии "царей-пастухов". Какой там  приближенный к трону Иосиф Прекрасный!

Ну а во-вторых



Мне что-то кажется, что историческое сознание появляется у народов очень поздно, а до этого мифологическое мышление крутится в циклично-безвременном пространстве космогоний и одушевленных природных сил. То есть гиксосское завоевание - это слишком далекое событие для Библии, создатели которой были, без сомнения пастухами-кочевниками. Это проявляется во всем: и в предпочтении, которое Бог отдает скотоводу Авелю перед земледельцем Каином, и отношение к громадным зиккуратам шумеро-аккадской эпохи, отразившееся в истории о вавилонской башне. И в ней же  - отношение к городам-космополитам, многонациональное население которых говорит на разных языках. Собственно, и в самой истории Иосифа Прекрасного тоже понятно, кем были тогда евреи: народом, состоящим из пастушеских родов, переместившихся в Египет, когда в Восточном Средиземноморье почему-то стало голодно.  Ну и понятно примерно, когда они перешли от кочевничества к оседлой цивилизации: тогда, когда Иисус Навин завоевал города Земли Обетованной, включая Иерусалим.

Вот только в Египет ли они переместились в голодную эпоху?.. В Египте до сих пор не найдены археологические следы массового пребывания евреев, так же как в Палестине не обнаружены следы внезапного (если следовать Библии) появления новой этнической группы. В дельте-то, положим, трудно что-то найти (эти болота - вечная боль археологов), но в Палестине, где копаются десятилетиями, что-то могло бы и найтись. Да и по дну Красного моря ходить несподручно как-то... Так может, перемещались древние евреи не по Египту, а здесь же, в Восточном Средиземноморье, южная часть которого долго оставалась под властью Египта эпохи Нового Царства, а северная - принадлежала то хурритам, то хеттам, то еще кому-то? Откочевал на юг - и ты в "Египте", вернулся на север - вот тебе и исход. И тогда завоевание ханаанских городов может отражать историю постепенного расставания с кочевым образом жизни племенных народов и переход к оседлой городской цивилизации. Вопрос: куда делись строители ханаанских городов, когда эти города были завоеваны евреями? Боюсь, туда же, куда подевались византийцы после завоевания Византии турками.

(Leave a comment)


> Go to Top
LiveJournal.com