Кинтоша (kintosha) wrote,
Кинтоша
kintosha

Categories:

материализация причин Великой французской революции

Мы никогда не обращали внимания на эти две полки в Метрополитене, тем более, что они расположены в коридоре, прямо напротив входа в restrooms. Да и вообще, на декоративно-прикладное искусство в великих музеях никогда не хватает времени и сил. Но тут мы притормозили - и надолго застряли перед мерцающими рокайльными безделушками галантного 18-го века. Интерьеры рококо - одни из самых изысканных и самых технически сложных, это известный факт. Но в тот момент мы, разинув рты, смотрели на высочайшего качества пустяки, не представляющие почти никакой практической ценности: табакерки, веера и маленькие (в среднем 3-4 на 5-6 см) пластинки, подписанные souvenir. У французских аристократов было принято обмениваться вот такими подарочками на память, с выражением любовной привязанности или дружеских чувств. Все эти безделушки - высочайшего, ну просто умопомрачительного качества, и сделаны из самых дорогих материалов и в самой дорогой технике, которая была на тот момент доступна: золото, бриллианты, перламутр, слоновая кость, эмали, лаки, цветные драгоценные камни. Вот, например, такой сувенирчик, размером 3 Х 5 см, в стиле шинуазри (китайщина). Пейзаж вырезан из перламутра и "посажен" на черную лаковую поверхность. Надписи souvenir и  a'amitie (в знак дружбы) сделаны из миниатюрных бриллиантов. Учитывая размер палетки, можно себе представить, насколько тончайшая, запредельного качества резьба украшает ее поверхность.
souvenir



А вот еще такая табакерка, немногим больше по размеру, с очень крупными бриллиантами.
souvenir1

Когда Михайла осознал, что именно он видит, то осторожно спросил: "А сколько стоит эта полка?.." В тот момент я думала о том же: сколько может стоить такая полка, если учесть все факторы: стоимость материалов, высочайшее качество, принадлежность к французскому рококо (которого мало, потому что именно этот стиль, ассоциировавшийся у народа с ненавистной аристократией, пострадал больше всех остальных во время революции), а также количество стоящих на полке безделушек?

Иногда инсайты (условно говоря) случаются в связи с какими-то малейшими "подсказками". В тот момент у меня и случился такой инсайт: я буквально увидела причины Великой французской революции. Не то, чтобы я их не знала умозрительно, но при виде этих вещиц неизбежность той революции развернулась передо мной совершенно объемно. Они дарили эти игрушки, каждая из которых сейчас стоит сотни тысяч долларов, как мы дарим сувенирные магнитики из поездок. Целая индустрия (многочисленная, надо полагать), была заточена на производство этих безделиц. А остальным приходилось их всех кормить и это все оплачивать.

Еще один интересный вопрос - откуда в Метрополитене такая коллекция предметов ДПИ французского рококо? Понятно, что часть аристократии бежала от революции в Новый Свет. Собственно, и гениальный и беспринципный Талейран очень успешно пересидел там якобинскую диктатуру. Но неужели они успели столько увезти, или это, к примеру, Ротшильды (любившие искусство 18 века) потихоньку скупали подобные вещицы в Старом Свете?
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment