Кинтоша (kintosha) wrote,
Кинтоша
kintosha

Разновекторное

Все-таки, переход из старого года в новый очень чувствуется, хотя, казалось бы, это всего лишь дата. Но за счет традиционной предновогодней суеты искусственно, но неотвратимо создается точка бифуркации: сначала ты надрываешься из последних сил, копошишься в потемках при искусственном освещении, продираешься сквозь толпы и пробки, на дорогах и в метро, ломаешь голову над подарками, платишь по всем накопившимся условным счетам. Потом кульминация - шум, гам и бессонница новогодней ночи. А на следующий день резко, рубежно наступает блаженная тишина. Обязательства выполнены, долги закрыты - и жизнь продолжается с чистого листа. И нет больше пробок, и не заканчивается бесконечная череда поздравлений (я люблю дарить подарки, но в последние годы так много людей, кому я чувствую себя обязанной их дарить, а это напрягает) - и ты свободен. И самое главное: можно начинать ждать весну.

Хотя в этом году, после трех недель в грязной Гизе, я даже обрадовалась московскому снегу. В солнечные дни по снегу, хрустящему снегу, хочется бежать вприпрыжку. Но с весной же все равно ничто не сравнится.

А сезон в Египте сложился удачно. Нет, конечно, библиотеку в Харге мы не нашли, зато нашли птолемеевскую мумию с сохранившимися фрагментами картонажа.

Вот прямо я и нашла, в той самой гробницы, из которой вылезала грязная, как знатная свинья. Интерес к рельефам был утрачен полностью. У нашей экспедиции такая находка случилась впервые, поэтому мы коллективно накосячили немного поначалу. В оправдание можно сказать, что у каждой археологической миссии, находящее типологически новый для себя артифакт, происходит то же самое. Главное, быстро научиться с ним работать. Надо сказать, что ощущения при находке фантастические. Сначала мой мастехинчик ударился обо что-то, закрытое слежавшимся грунтом, а потом я осознала, что звук удара явно свидетельствует о полости внутри. Неужели не потревоженный саркофаг?! Но нет, саркофага не было: так звучит окаменевший битум, которым промазывались бинты. Зато поверх него показался расписной картонаж. Вот это было чудо. Находки у нас случаются каждый сезон, но живописные памятники - большая редкость. В районе Каира климат такой, что хрупкий красочный слой разрушается. Все хорошо сохранившиеся картонажи - из Верхнего Египта. Картонаж, кстати, это оболочка для мумий из проклеенного папируса, толщиной где-то с яичную скорлупу. Что-то вроде папье-маше, только хрупкий и тонюсенький.

Наш картонаж сохранился фрагментарно. Он удержался лишь на верхней части мумии, что понятно: сползать было некуда. Маска, впрочем, не сохранилась, но по остатком красочного слоя вокруг головы примерно понятно, какой она была. В общем, после первых дней суеты я отвоевала нашу мумийку себе. Я единственный искусствовед в экспедиции и единственный человек, меланхолический темперамент которого позволял часами висеть над ней в неудобных позах и по крупицам собирать фрагментики картонажа, фиксируя их местоположение. Обучаешься в процессе, действительно. Я научилась сохранять те фрагменты, которые задолго до нас сползли в грунт и зацементировались там обратной стороной наружу (то есть не видно было красочного слоя), научилась закреплять эти фрагменты на подходящем материале. В общем, если будет у нас еще одна такая находка, я уже лучше понимаю, что надо делать, и никого к ней не подпущу. Ну а эту попробую реконструировать. Не физически, разумеется, а научно, по расположению фрагментов и аналогиям. Хорошая статья получится.

Кстати, теперь уже даже можно ее выпустить в свет, потому что все формальности со службой древности улажены.
IMG_2033

А вот и я, гламурное кисо.
я и мумия моя

Вообще удивительная история, но похоже, что если просто упорно заниматься тем, что нравится, рано или поздно начинаешь получать отдачу. Руководитель миссии предложила (сама - я даже не заикалась!) "попытаться взять" меня в Институт востоковедения. В научном мире это один из столпов, пробиться туда очень тяжело, поэтому я и не заикалась. Но вот же, предложила. А еще меня пригласили выступить перед студентами-искусствоведами в МГУ. Это вообще удивительно. Они меня отследили по группе в фейсбуке, посвященной античному искусству Восточного Средиземноморья, и, оказывается, внимательно следили за моими перипетиями, отраженными в фейсбуке. И попросили преподов меня пригласить. Опять же, ничего специально я для этого не делала. Ну и стало примерно понятно, как действовать, чтобы втиснуться в Харгу. Буду просить разрешение на archaeological survey, его легче дают. И уже собралась маленькая команда, вполне профессиональная, которая хочет участвовать. Так что если (иншаалла, как говорят египтяне), удастся получить разрешение, в следующем году произойдет чудо, уже не маленькое. Но если не произойдет, я все равно не отстану и буду долбить тему, как упорный дятел.

И я защитилась, кстати. Не диссер пока, а магистерскую по египтологии. Так что теперь у меня есть какое-никакое египтологическое образование. Комиссия, конечно, у нас в РГГУ бестолоковая, хотя чего от них ждать? В России, кажется, никто не занимается александрийскими гробницами. Вопрос мне задали только один: "А на иврите вы тоже читатете?.." На иврите не читаю, на мой научрук читает, дай ей бог здоровья. И еще на четырех древних языках. Больше "институционально" я учиться не хочу, надоели дурные правила. Только в частном порядке, и только языки. Пока, во всяком случае.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments