Кинтоша (kintosha) wrote,
Кинтоша
kintosha

Category:

арт-деко и искусство фашизма

Есть один момент в истории искусства 20го века, который меня не то, чтобы беспокоит, но просто не дает забыть о себе. Всем понятно, что искусство - это точная проекция социально-политических явлений. Не буквальный, конечно, перевод с языка политики на художественный язык, но связь между ними теснейшая. Часто бывает, что искусство даже предвосхищает "генеральную линию партии": общество еще не осознало, куда начало движение, а в искусстве это уже отразилось. К примеру, до революции оставалось еще 7 лет, а Кандинский уже написал первую абстракцию, яркий хаос, лишенный привычного смысла. А уж в эпоху поздней античности я сколько такого вижу - и не сосчитать.

Вот, а в начале 20го века, между войнами, расцвел очень интересный стиль - арт-деко. Название, в общем, говорит само за себя. Самые дорогие интерьеры в мире - это интерьеры арт-деко. Работы главного интерьерного скульптора стиля, Чипаруса, выполненные в хризо-элефантинной технике (слоновая кость, золото, полудрагоценные камне) стоят суммы, которые я даже представить себе не могу. Интерьеры из сериала Пуаро как раз относятся к этому стилю, в основном. Интересная архитектура, яркая линейная живопись - все понятно. Кроме одного - монументальной скульптуры, которая подозрительно напоминает скульптуру Германии и Италии эпохи фашизма. В Нью-Йорке довольно много зданий построено в этом стиле, и гуляя с Мишкой по улицам, я со все большим удивлением таращилась на скульптурный декор. Вот такой, например:


art deco relief
art deco relief 1
art deco relief 3

Надписи, конечно, правильные: покорение космоса, гений, держащий солнечный свет. Но стиль... Найдите несколько отличий от работ Арно Брекера, ведущего скульптора Германии 30х годов:
arno breker
Arno Breker - Genius des Siegers - Occult History Third Reich - Peter Crawford

Или вот еще скульптуры, украшающие, так сказать, Мраморный стадион в Риме, построенный при Муссолини:
stadio marmi 2
stadio marmi1

В изображении тел видны одни и те же эстетические критерии, применяются одни и те же приемы искажения пропорций для достижения определенного психологического эффекта. Вопрос: почему искусство разных социально-политических образований и режимов так похоже? И вот еще что: арт-деко появился во Франции и двигался на запад, а не на восток. Ни в России, ни в Германии он не прижился. Эти страны с их революционно раскачанным духом создали совершенно иной архитектурный стиль - конструктивизм. Стиль гениальный, на мой взгляд, стиль, который в конце концов и завладел миром: лучшая современная архитектура наследовала его традиции. У знаменитой Захи Хадид, к примеру, кумиром был наш конструктивист Чернихов.

Но вот что любопытно: две страны, породившие этот стиль, потом целенаправленно его вытравили и заменили на монументальный упрощенный ампир, у нас - сталинский, у них, понятно, не сталинский, но похожий. А вот в монументальной скульптуре СССР с Германией разошлись. В СССР скульптура и живопись пошли по пути соцреализма, а в Германии с Италией вдруг расцвело нечто, подозрительно напоминающее скульптуру арт-деко.

И я не понимаю, как это интерпретировать.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments