?

Log in

No account? Create an account
арт-деко и искусство фашизма - В поисках Великого Интереса

> Recent Entries
> Archive
> Friends
> Profile

February 5th, 2017


Previous Entry Share Next Entry
11:21 pm - арт-деко и искусство фашизма
Есть один момент в истории искусства 20го века, который меня не то, чтобы беспокоит, но просто не дает забыть о себе. Всем понятно, что искусство - это точная проекция социально-политических явлений. Не буквальный, конечно, перевод с языка политики на художественный язык, но связь между ними теснейшая. Часто бывает, что искусство даже предвосхищает "генеральную линию партии": общество еще не осознало, куда начало движение, а в искусстве это уже отразилось. К примеру, до революции оставалось еще 7 лет, а Кандинский уже написал первую абстракцию, яркий хаос, лишенный привычного смысла. А уж в эпоху поздней античности я сколько такого вижу - и не сосчитать.

Вот, а в начале 20го века, между войнами, расцвел очень интересный стиль - арт-деко. Название, в общем, говорит само за себя. Самые дорогие интерьеры в мире - это интерьеры арт-деко. Работы главного интерьерного скульптора стиля, Чипаруса, выполненные в хризо-элефантинной технике (слоновая кость, золото, полудрагоценные камне) стоят суммы, которые я даже представить себе не могу. Интерьеры из сериала Пуаро как раз относятся к этому стилю, в основном. Интересная архитектура, яркая линейная живопись - все понятно. Кроме одного - монументальной скульптуры, которая подозрительно напоминает скульптуру Германии и Италии эпохи фашизма. В Нью-Йорке довольно много зданий построено в этом стиле, и гуляя с Мишкой по улицам, я со все большим удивлением таращилась на скульптурный декор. Вот такой, например:


art deco relief
art deco relief 1
art deco relief 3

Надписи, конечно, правильные: покорение космоса, гений, держащий солнечный свет. Но стиль... Найдите несколько отличий от работ Арно Брекера, ведущего скульптора Германии 30х годов:
arno breker
Arno Breker - Genius des Siegers - Occult History Third Reich - Peter Crawford

Или вот еще скульптуры, украшающие, так сказать, Мраморный стадион в Риме, построенный при Муссолини:
stadio marmi 2
stadio marmi1

В изображении тел видны одни и те же эстетические критерии, применяются одни и те же приемы искажения пропорций для достижения определенного психологического эффекта. Вопрос: почему искусство разных социально-политических образований и режимов так похоже? И вот еще что: арт-деко появился во Франции и двигался на запад, а не на восток. Ни в России, ни в Германии он не прижился. Эти страны с их революционно раскачанным духом создали совершенно иной архитектурный стиль - конструктивизм. Стиль гениальный, на мой взгляд, стиль, который в конце концов и завладел миром: лучшая современная архитектура наследовала его традиции. У знаменитой Захи Хадид, к примеру, кумиром был наш конструктивист Чернихов.

Но вот что любопытно: две страны, породившие этот стиль, потом целенаправленно его вытравили и заменили на монументальный упрощенный ампир, у нас - сталинский, у них, понятно, не сталинский, но похожий. А вот в монументальной скульптуре СССР с Германией разошлись. В СССР скульптура и живопись пошли по пути соцреализма, а в Германии с Италией вдруг расцвело нечто, подозрительно напоминающее скульптуру арт-деко.

И я не понимаю, как это интерпретировать.

(17 comments | Leave a comment)

Comments:


[User Picture]
From:kintosha
Date:May 8th, 2017 09:40 am (UTC)

Re: В гигиене они тоже неплохо разбирались

(Link)
Ну понятно, что их гигиена и современная несопоставимы. Тем не менее, городской и кочевой образ жизни требуют совершенно разного уровня гигиены. Сам факт существования миллионного города говорит о том, что ее уровень был достаточен для того, чтобы его население не вымерло в бесконечных эпидемиях.

А варвары... Встали стоянкой, засыпали все вокруг себя отходами жизнедеятельности - и откочевали в другое место. Считается, что Каир такой грязный (ну и другие египетские города, каир просто самый яркий пример), потому что большинство жителей сохранило психологию кочевых народов: мусор в окно, потом откочуем. Только не кочуют больше - и Каир утопает в мусоре.
[User Picture]
From:aleksrusslander
Date:May 8th, 2017 09:48 am (UTC)

Считается, что Каир

(Link)
Вполне возможно)) Своего рода безусловные "рефлексы". Никогда не был в Каире))) И не тянет, особенно, теперь))
[User Picture]
From:kintosha
Date:May 8th, 2017 12:19 pm (UTC)

Re: Считается, что Каир

(Link)
а зря: Египет прекрасен, это я вам как египтолог говорю :).

Не безусловные, нет: эта программа искореняется, но много времени должно пройти, прежде чем кочевой менталитет сменится оседлым. Средневековая грязища - следствие переселения кочевых народов. Привыкли к оседлости - стали чистенькие :)
[User Picture]
From:aleksrusslander
Date:May 8th, 2017 12:34 pm (UTC)

Египет прекрасен

(Link)
С точки зрения ученого - не сомневаюсь, но я-то если б и поехал, то лишь в качестве туриста. Туристу там смотреть - только пирамиды да сфинксы, а остальное - барханы в бескрайней пустыне. Этого добра можно насмотреться за единственные 2 недели. В остальное же время, как я себе это представляю, наш брат тупо жрет олинклюзив в гостинице, сажая печень, и купается в писуаре типа "бассейн" (не буду спорить, вероятно бассейны там прекрасны). Имхо, лучше на Алтай поехать - там и природа, и нет опасных ядовитых насекомых. (на Алтае я тоже не был никогда, если что - так, одна из мечт неопределенного будущего :) ).

[User Picture]
From:kintosha
Date:May 8th, 2017 04:42 pm (UTC)

Re: Египет прекрасен

(Link)
тут вы правы, конечно: у каждого свое прекрасное :). На Алтай я тоже хочу, кстати

> Go to Top
LiveJournal.com