?

Log in

No account? Create an account
жизнь без динамических стереотипов - В поисках Великого Интереса

> Recent Entries
> Archive
> Friends
> Profile

April 8th, 2017


Previous Entry Share Next Entry
10:35 pm - жизнь без динамических стереотипов
Эпохи слома цивилизационных парадигм (в одну из которых мы явно живем) - время, конечно, неспокойное. Но что-то мне кажется, что повышенная тревожность и неуверенность в обществе связаны не только с геополитическими, геоэкономическими и всякими прочими гео-чего-то-там макропроцессами. От лишней информации кое-как можно себя оградить, но вот от чего нельзя - это от бесконечных мелких бытовых новшеств, призванных улучшить нашу жизнь. На самом-то деле, по моему глубокому убеждению, они ее сильно ухудшают. Ну, то есть не каждое новшество в отдельности, а вот именно этот постоянный поток изменений, не требующих глубокого осмысления, однако препятствующий сложению динамических стереотипов.

В период поисков Великого Интереса я несколько лет назад забрела на Психфак. Год мне понадобился для того, чтобы понять, что опять ошиблась дверью, но за этот год я узнала много интересного. Теперь, например, знаю, что нет никакого другого способа выучить язык, кроме как бесконечным заучиванием, прописыванием, прослушиванием и проговариванием его грамматических конструкций и лексических единиц. Мозг наш так устроен: в долговременную память должен уйти и комплекс значений слова, и его написание, и его звучание, и артикулярная память (как речевой аппарат слово проговаривает). Это с каждым словом так (и с каждой формой слова), а уж с использованием этих слов в речи - вообще лавина информации.

Ну это так, к слову же. А еще наш мозг эволюционно заточен на то, чтобы максимальное количество информации пропускать не через высшие мыслительные функции, а через подсознание. Плохо и тревожно ему, если приходится бесконечно думать над всем подряд, и отвлекает от мыслей о чем-то действительно важном. Вот для этого и существуют динамические стереотипы. Как пройти по квартире, не разыскивая каждый раз выключатель, какой маршрут от дома до работы оптимален (по чисто индивидуальным критериям), на какие кнопки нажимать на клавиатуре, чтобы поменять латиницу на кириллицу, каким рычажком включить дворники в машине - и еще множество таких же незначимых интеллектуально, но чрезвычайно полезных для психики динамических стереотипов украшают нашу повседневную жизнь.

Украшали. Потому что современный предметный мир изо всех сил старается меняться с такой быстротой, с какой у человека просто не успевают формироваться эти самые динамические стереотипы. Все бесконечные обновления программ и интерфейсов, смены раскладок клавиатур (не целиком, да, но и один знак достаточно переместить, чтобы стало неудобно и, как следствие, тревожно), какие-то абсолютно никчемные, но эффективно дезориентирующие улучшательства раскачивают психику посильнее геополитических встрясок. И растят чувство неуверенности в себе, имхо, потому что складывается впечатление, что ты вообще ничего не контролируешь.

У меня подыхает старенький ноутбук, Андрей подарил новый: красивый - зашибись. Но зачем они сместили переключение языков, зачем убрали удобную поисковую функцию из Finder? Это они кому хорошо сделали? Себе или мне? Или воообще не думали о том, чтобы кому-то лучше стало, а просто поменяли, потому что сейчас положено бесконечно все тюнинговать?

Зачем Яндекс-пробки обновился так, что теперь маршрут можно видеть только при определенном масштабе карты? Раньше лучше было, олени! Но дело даже и не в том, лучше или хуже становится, а в том, что только успеет мозг создать динамический стереотип, как его тут же нужно ломать и менять на новый. И в результате вместо того, чтобы думать об интересном и важном для меня, я ломаю голову над тем, как перенастроить подлый Яндекс, какие кнопки нажать на новой кофе-машине и где, черт побери, переключается раскладка языков на новом ноуте. Не только я, все так. Динамические стереотипы - один из столпов чувства стабильности, а эту опору из-под него упорно выбивают, наивно не подозревая о возможных последствиях.

(25 comments | Leave a comment)

Comments:


[User Picture]
From:kintosha
Date:May 14th, 2017 03:57 pm (UTC)
(Link)
в языковой среде то же самое происходит: в попытках понимать и говорить как раз и формируются звуковые и артикулярные образы слов в памяти. Ну и визуальные тоже, потому что ты читаешь вывески, необходимые тебе документы и т.д. сути дела это не меняет, просто интенсифицирует процесс, да.

Чтение при ограниченном словарном запасе как происходит? с постоянным нырянием в словарь. Нырнули, узнали значение, рассмотрели пример в предложении. Забыли. Опять попалось то же слово - опять нырнули. Это и есть повторение.

А для того, чтобы смотреть недублированные фильмы, это уже какой уровень языка нужен? ). К этому времени стадия прописывания и проговаривания уже в прошлом, на стадии нарабатывания элементарного словарного запаса. Если просто сидеть и смотреть фильмы, не зная практически ничего, дело не пойдет.

Ну и к сожалению моему великому (потому что я интроверт и не люблю общение), никакое чтение и просматривание фильмов не помогает начать свободно говорить. Я читаю на нескольких языках, фильмы смотрю на трех, а говорю только на одном, потому что только на нем было достаточно общения.
[User Picture]
From:tslongin
Date:May 15th, 2017 10:46 am (UTC)
(Link)
Мне довелось достаточно значительное время прожить в языковой среде, поэтому говорю на основе личного опыта.
Вопрос формирования звуковых и артикулярных образов слов в памяти вторичен.На мой взгляд, главное - это "переключение" сознания на структуру другого языка, когда начинаешь думать на нём, а не переводить.Непроизвольно и, даже незаметно для самого себя, происходит и расширение словарного запаса и подстраивание артикуляции.
Крайне важным для полноценного владения языком "как абориген" является усвоение интонационной структуры, "музыкального строя" языка. Без этого будешь говорить как иностранец, даже если словарный запас на уровне оксфордовского словаря.

Чтение. Если нужен квалифицированный перевод, то да, без словаря не обойтись.А для вхождения в структуру языка и понимания смысла написанного (оттенки придут позже, подчас просто догадываешься)- это крайне важно.
То же самое с фильмами.

Интраверт? Ну и что, сам такой... Без опыта общения и языковой практики разговорный язык не появится.

Три языка - респект, осталось только создать возможности общения на них (какие, коль не секрет?)
[User Picture]
From:kintosha
Date:May 15th, 2017 04:42 pm (UTC)
(Link)
Задачу говорить как абориген я и не ставлю перед собой: непосильно. У меня нет фонематического слуха, для этого необходимого.

английский, французский, итальянский. На сербском, пожалуй, тоже могу, только нечего смотреть :).
Разговорные новые у меня не появятся, да. Везде обхожусь английским. Хотя вот пришло время, когда понадобился разговорный арабский. Пока сижу мешком, боюсь браться.

Вопрос грамматического строя очень сложный, я его не могу вывести на рациональное понимание. Ну то есть чувствую, как это работает, но объяснить самой себе не могу. Я так читаю на языках, которых практически не знаю, когда надо позарез. Монографии по своим темам, например. Я греческий учила 2 месяца. Все. И то несколько лет назад. Но когда понадобилось читать на греческом, стала читать. Просто смотришь, смотришь, смотришь на текст - и первыми выступают глаголы :). Цепляешься за них - и видишь связки подлежащих/сказуемых. ну и т.д. Значения слов - в словарях, поскольку в голове пусто. Хотя из греческого так много заимствовано, что во многих случаях легко сообразить, что откуда пошло.

Я в среде подолгу не жила, чтобы язык выучить с базового уровня до разговорного. Максимум 4 месяца получалось в разных странах, куда приезжала по работе с нулевым знанием местного языка. Со всей ответственностью заявляю, что уезжала с тем же нулем. Только из Боснии не с нулем вернулась, но там грамматический строй очень близок к нашему.

В общем, могу судить только об обучении вне среды.

А у меня тоже вопрос: у вас какая направленность образования? :)
[User Picture]
From:tslongin
Date:May 15th, 2017 06:00 pm (UTC)
(Link)
С таким background-ом разговорный не проблема. ИМХО требуется только сочетание трёх слагаемых: возможность говорить, желание и нахальство.Нулевое знание хотя бы элементарных основ языка - абсолютное препятствие для его освоения даже в языковой среде. Тем более в короткий срок. Это да.
А для аборигенского пронанса требуется хороший музыкальный слух, никуда от этого не деться.
Судя по лексике у вас базовое - филологическое (педагогическое). Сам - гуманитарий,МГУ.
[User Picture]
From:kintosha
Date:May 15th, 2017 06:19 pm (UTC)
(Link)
Неа, у меня базовое юридическое.

Видно в речи ваше МГУ :)
[User Picture]
From:tslongin
Date:May 15th, 2017 06:25 pm (UTC)
(Link)
Не столь сильно и ошибся.По-любому вижу не "физика" а продвинутого "лирика".
"Видно в речи ваше МГУ". ???
[User Picture]
From:kintosha
Date:May 15th, 2017 06:40 pm (UTC)
(Link)
представьте, каково мне было учиться в физматшколе в Дубне :) Хотя физики, по моему опыту, как раз люди самого широкого образования, каких я встречала, и могут рассуждать о гуманитарных вещах так, что и не заподозришь в них физиков. Да, и есть еще круг людей, которые мечутся туда-сюда между структурной лингвистикой и математикой. Тоже лично знаю троих. двое отдрейфовали в математику, одна - в структурную лингвистику.

МГУ (и еще некоторые наши лучшие вузы), как ни крути, дает фундаментальное образование, которое проявляется в том, как человек строит фразы, как выстраивает логику речи, как выбирает слова. В общем, не знаю как объяснить, но такой бэкграунд очень чувствуется. Я потому и позволила себе спросить про образование, что у меня появилась гипотеза, которую хотелось проверить. Но сомневалась насчет гуманитарно направленности. как раз мне показалась, что может быть теорфизика или математика.
[User Picture]
From:tslongin
Date:May 15th, 2017 07:18 pm (UTC)
(Link)
Физматшкола в Дубне? Мой респект.
На самом деле, старая поговорка про физиков и лириков приведена мною иносказательно.
ИМХО, физика - наука всех наук, она в мах. степени развивает в человеке сложный и разносторонний мыслительный аппарат, дающий возможность проявить себя в практически любой сфере деятельности.Примеров - масса. Гуманитарии вторичны, как это ни прискорбно мне признать.
[User Picture]
From:kintosha
Date:May 17th, 2017 05:44 am (UTC)
(Link)
не за что меня уважать: у меня была тройка по алгебре с геометрий, 16 физик в неделю (8 обязательных и 8 дополнительных, чтобы компенсировать отсутствие таланта) и чувство собственной неполноценности на многие годы вперед.

Вторичны бездарности, а талант в любой сфере первичен. МНе кажется, вы недооцениваете значение культуры (то есть гуманитарной сферы) для человека. У нас даже мозг не сформируется вне культуры (эффект маугли)

[User Picture]
From:tslongin
Date:May 17th, 2017 05:00 pm (UTC)
(Link)
Дело, наверное, не в таланте, а в специфическом складе ума, который даётся нам от рождения.У меня самого была тройка по алгебре в самой обычной школе, и неизменный "пятак" по аглицкому.
"8 обязательных и 8 дополнительных, чтобы компенсировать..." Респект, коль скоро выдержали (так закалялась сталь)

Даже не пытайтесь меня переубедить.Степень "культурности" человека не имеет никакого отношения к направленности его базового образования.За примером ходить не далеко: моя старшая кузина училась в физтехе в Долгопрудном (сейчас она проф. и д-р). Каждую неделю она приезжала в Москву в театр, бОльшего театрала просто не знаю.
Что до эффекта Маугли, то он просто лишний раз подтверждает, что человек - это социальное животное.
[User Picture]
From:tslongin
Date:May 16th, 2017 11:04 pm (UTC)
(Link)
a propos,
в мордокниге прочитал запись своего фрэнда о том как он изучал аглицкий, привожу отрывок:

"По моей дурости, первой англоязычной книгой, которую я взял в библиотеке, был Moby Dick. Чтобы продраться со словарем сквозь чащу устарелых оборотов, китобойных терминов и диалектизмов первых трех страниц, мне понадобилось дня два. А потом я в отчаянии отбросил словарь и стал "читать" все подряд, не затрудняя себя сознательными поисками смысла. Через какое-то время - еще без ясного значения отдельных слов - стали выстраиваться фразы, их грамматический строй, рисунок повествования. А потом начала "включаться" новая лексика, и к концу двух недель (на такой срок книги выдавали на дом в Библиотеке иностранной литературы) я уже многое понимал.

Со второй книги я исправил ошибку выбора, взяв в абонементе произведение попроще (в лексическом плане) - Alice in Wonderland. Но прием остался прежним, и дело пошло очень быстро. Месяца через три я брал на тот же двухнедельный срок по две, а то и три книги."

[User Picture]
From:kintosha
Date:May 17th, 2017 05:33 am (UTC)
(Link)
:) глагол "продраться" - наиболее адекватный в этой ситуации. Я тоже его использую. Но у меня другие настройки: читается хорошо, если книга интересная, а не если лексика легкая. Желание знать, что будет дальше - самый серьезный мотиватор. И с его отношением к лексике я не вполне согласна вот почему: общий смысл ты поймешь интуитивно, да, но ввести слова в свой актив без активного же ковыряния словарей не получится. У меня есть один конкретный пример: слово uncanny. Я уже практически только на английском читаю (те, кого люблю, не переведены). И вот из года в год мне попадается это слово, из года в год я ленюсь лезть в словарь - ну и до сих пор не знаю, что оно значит ). Пожалуй, сейчас залезу
[User Picture]
From:tslongin
Date:May 17th, 2017 04:41 pm (UTC)
(Link)
Вашу точку зрения принимаю. Собственно,речь идёт о понимании контекста, в котором то или иное слово употребляется. Без этого, подчас, не уловить его конкретного смысла в определённой ситуации.
Это, как в том анекдоте про Мойшу, который обозвал Иванов дураком и его заставили публично перед ним извиниться:
"Иванов не дурак? Таки извините..." Утрирую, конечно.
Кстати,прилагательное uncanny имеет крайне широкий диапазон значений в разном контексте:сообразительный, хитрый, уютный, бережливый, осторожный или даже сверхъестественный, жуткий.
Понимание зависит и от контекста и от интуиции. Ведь так?

> Go to Top
LiveJournal.com