Надо сказать, что Ксюшина прогимназия - хорошо известное в Москве учебное заведение, традиционный "поставщик" учеников в ТОП-20 московских гимназий. Еще недавно в такие "началки" нужно было сдавать вступительные экзамены. Их, конечно, никто не называл экзаменами (так, собеседование), но по сути это именно они и были. Причем тестировались дети еще на стадии поступления в подготовительную группу! То есть уже пятилетних детей отбирали по интеллектуальному потенциалу.
Но потом случилось страшное: в затмении сознания департамент образования обязал все начальные школы принимать детей из приписанных соседних домов, а вступительные тестирования запретили. И тут же качество образования уверенно поехало вниз, разумеется. Но все равно в такие школы стремятся попасть "неприписанные", и мы тоже стремились. Так вот родители большинства "неприписанных" детей, которые предпринимали немалые усилия, чтобы устроить свое чадо в эту прогимназию - не москвичи. И именно эти родители в 4-м классе развернули компанию по поступлению в лучшие гимназии, порой до абсурда. Почти никто из детей не поступал в одну гимназию. Ксюн наш, например, поступала в две. Были дети, которые поступали в 4-5, а рекорд в нашем классе - 11 школ. Родители этой девочки два года назад переехали в Москву из Норильска.
Рассказала Мишке, он говорит: "а у меня в классе тоже почти все не москвичи". В связи с Мишкиным поступлением я просматриваю списки поступивших на биологические факультеты МГУ (биофак, фундаментальная медицина, факультет биоинженерии и биотехнологический факультет) и рейтинги студентов: практически все с высоким рейтингом имеют право на общежитие, не москвичи, то есть.
Я не утверждаю, что провинциалы пассионарнее москвичей, конечно. Но те провициалы, которые приехали в Москву и пробиваются, пассионарнее большинства москвичей. Впоследствии они, скорей всего, смягчатся, как смягчились мы с Андреем, тоже не москвичи, но все равно не в ноль. Наверное, это понятно: если человек готов бросить насиженное и начать с нуля в динамичной и жесткой среде, он обладает долей авантюрности, силы воли и, главное, мотивации. Иначе не выжить просто. Я это на собственной шкуре проверила, приехав учиться в Москву в 90-е из дубненского рая. Из съемного жилья меня выгоняли не раз, и жрать было нечего не раз и не два, и мыслишка закрадывалась "В Дубну! В Дубну!". Но жизненные сложности учат лучше, чем что бы то ни было еще. Чтобы больше не выгоняли, я через десять лет купила свою первую квартиру. Никто мне не помогал, потому что некому было. Ну и т.д. А я ведь скромным пассионарным потенциалом обладаю, хотя бы в сравнении с собственным мужем.
Насколько могу судить, первое поколение детей-москвичей тоже достаточно пассионарно. Единственное, что эффективно глушит пассионарность - это деньги. В детях из очень состоятельных семей часто не наблюдается ни мотивации, ни воли. Хотя вообще это странно: если человек пассионарен генетически, то как это можно "стереть"?