Кинтоша (kintosha) wrote,
Кинтоша
kintosha

поздняя античность или эпоха религиозных войн?

Вопрос исторических параллелей между нынешней эпохой и поздней античностью не дает мне покоя. Я, конечно, не историк, а искусствовед, поэтому судить могу лишь достаточно поверхностно, но тем не менее...

Сходство проявляется в разных аспектах - и экономических трансформациях, и демографических, и культурных. Вот была римская ойкумена, втягивавшая на свою культурно-экономическую орбиту соседние государства, типа Парфии на востоке, Аксумского царства в Африке и т.д. Максимального расцвета Римская империя достигла во 2-м веке х.э., и с точки зрения расширения своей географии, и с точки зрения экономической устойчивости. Но тогда же и экономический строй начал себя исчерпывать (огромное количестве бездельников, не встроенных в производство чего бы то ни было, которых экономике надо было содержать), и внешние обстоятельства (все большее давление варварских народов), и "старение" системообразующей идеологии (этическое превосходство Рима, гражданственность и религиозная подоплека). В результате разразился так называемый кризи 3-его века, когда началось "национально-освободительное движение" восточных и западных провинций, на престоле замельтешили так называемые "солдатские императоры" (никто из ниоткуда, правившие по 1-2-3 года), и первые стычки с варварами, пока еще "ближнего круга" (с даками из современной Румынии, например), в которых Риму пришлось оставлять территории. К общественно-экономическим неурядицам очень кстати добавилась эпидемия чумы.



Приход к власти Диоклетиана в конце 3-го века и все его реформы хоть и завершили этот конкретный кризис, но не предотвратили новые и никак не повлияли на тенденцию слома цивилизационной парадигмы. А чем этот слом закончился, мы знаем: Средневековьем.

А что мы наблюдаем сейчас? Такие же настойчивые, а порой и судорожные поиски идеологических смыслов, как на государственном, так и на обывательском уровне. Одни обращаются к изрядно состарившемуся православию, другие возводят в высшую ценность феминизм и права лгбт-сообществ, третьи хватаются за чужие религиозные и околорелигиозные системы, типа каббалы, суфизма, ведических учений и т.д. Вот это интенсивное желание вновь увидеть смысл - оно очень позднеантичное.

Вторая тема - экономика. Ну тут мне скользко двигаться, но если в общем, то современные технологии постепенно высвобождают все большее количество людей, которым особо нечем будет заняться. А в дальнейшем этот процесс будет только ускоряться, тут, вроде, сомнений нет ни у кого. А что делать с теми толпами, которые окажутся не востребованными экономикой, как это было и в Риме? Их надо чем-то занимать, как-то развлекать, на что-то содержать.

Третья тема - переселение народов. Сначала Римская империя открылась для "ближних" варваров - готов, даков и т.д. Потом пошли волны уже совсем диких - вандалов, гуннов. Ну, это мы тоже наблюдаем.

Искусство - очень хорошая проекция цивилизационных изменений и сдвижек ментальности. На мой взгляд, история искусства - это история колебаний от искусства как формы рационального познания объективного мира (условно классическое искусство) к искусству как способа символотворчества и выражения иррациональной направленности идеологии. Средневековое религиозное - яркий тому пример. Вот, и если судить по искусству, то очень похоже, что аналогом позднеантичного 3-го века был наш 20-й, когда авангард смел традиционное миметическое (натуроподобное) искусство. То есть мы сейчас находимся на историческом уровне где-то 4-го века х.Э., очень условно, конечно. До средневековья еще не очень близко, но где-то оно уже замаячило.

Но, конечно, никаких полных аналогий быть не может, в частности потому, что есть фактор глобализации, и потому, что нынешние пассионарные этносы - это не гунны поздней античности. Исламские этносы, которые, в первую очередь, вспоминаются, пребывают сейчас не в эпохе своего первичного становления, а в стадии религиозных войн, которую Европа проходила в 15-16 вв. Вот тут интересно: христианство как религиозное учение формируется в 1-м веке и в 15-ом приходит к стадии религиозных войн. Ислам возникает в начале 7-го века - и на рубеже 20-21 вв. тоже достигает этой стадии. Похоже, что 15 веков - это тот период, в течение которого религия приходит к необходимости какого-то обновления, что ли. Кстати, европейцы эпохи религиозных войн тоже были экспансионистами, с той разницей, что тогда в мире еще оставались территории с несколько меньшей "цивилизационной плотностью", куда они и выплеснулись.

Так, пока не запуталась, пора выбираться из темы
Tags: #цивилизации
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments