Кинтоша (kintosha) wrote,
Кинтоша
kintosha

Category:

История искусства: от рационального к иррациональному и обратно

Сразу скажу, что это все про искусство условно римской ойкумены (Ближний Восток, Северная Африка, Европа, а позднее - про европейское и западное искусство) - искусство Востока я вообще не знаю. Ну и конечно, речь идет о макротрендах , потому что в любую эпоху существуют еще всякие мелкие тренды, вроде салонного искусства.

Я как-то, еще в универе, пыталась подступиться к теме колебания искусства от миметического (подражаниеприроде) до глубоко условного, но мой научник сказала: не лезь, ты ничего доказать не сможешь, это все ненаучные рассуждения. Ну да, ненаучные, поэтому непринужденно пишу здесь.

Искусство - очень четкая проекция того, что происходит с обществом, проекция его культуры. Иногда оно даже предвосхищает фундаментальные изменения. Ну как предвосхищает? Мы еще этих изменений не видим, не чувствуем, а по искусству уже понятно: что-то происходит. Только вот проекции эти не так просто прочитать, потому что они показывают изменения в "закодированной" форме. Если наука, в самых общих чертах - это рациональное осмысление объективного мира, религия - иррациональное осмысление Юнговского коллективного бессознательного, то искусство - это эмоциональная реакция человека на явления объективного мира, собственное психическое состояние и импульсы коллективного бессознательного. Причем воплощение эмоции зависит от типа мышления, доминирующего в данную эпоху - рационального или иррационального.



Рациональное мышление ориентировано на поиск объективных закономерностей во всем - и в окружающей действительности, и в собственной психике. Иррациональное следует импульсам коллективного бессознательного, ориентировано на психические процессы и попытки их выразить через символы. Собственно, и научное знание оформляется через систему символов: что такое математические, химические, физические формулы, как не система кодов? Но символические системы сильно зависят от того, результаты какого типа мышления они выражают. В эпохи, когда преобладает рациональное мышление, искусство становится дополнительным инструментом познания мира. Именно поэтому оно стремится подражать природе. А искусство иррациональных эпох объективным миром не интересуется - оно "обрабатывает" психические процессы и мистический опыт и дополняет собой символические системы, актуальные в данную эпоху. Такие символические системы, кстати, впоследствии могут быть взяты на вооружение рациональным мышлением (с адаптацией, конечно).

И если посмотреть на историю искусства через призму колебаний миметического/немиметического (рационального/иррационального), то вот что вырисовывается.

Невероятное и загадочное искусство верхнего палеолита, над предназначением которого ломают головы ученые, во многом является миметическим. Вот чудесный пример из испанской пещеры Альтамира (15-14 тыс. лет назад):
11 altamira

Ну это вообще волшебство какое-то (рациональное :)): такое впечатление, что художник тренируется в передаче поз, движения, ракурсов поворота головы. поэтому у левого нижнего бизона три передних ноги, а не потому, что автор не знает, сколько их на самом деле. В символическом искусстве такого бы не было. Графический символ бизона - морда, рога, четыре ноги, "горб", хвост - все. Как тут можно обсчитаться? Но у художника из Альтамиры задача была другая: не изобразить символ бизона (уже осмысленный к тому времени - это несложно), а что-то понять про самого бизона, а также про то, почему бизон выглядит объемным (тени, которые переданы затемнением), что происходит при изменении ракурса и т.д.

А вот похожая история из другой эпохи. Гениальный французский художник 18-го в., Антуан Ватто, не имел художественного образования, учился живописи сам. И вот как он это делал:
11 watteau 2

Очень похоже, да?

Итак, Альтамира и вообще апогей палеолитической живописи - это 15-14 тысяч лет назад. А что происходит в эпоху мезолита (примерно 10-7 тыс. лет назад)? Из живописи уходит натуроподобие, она становится схематичной (то есть символичной). Вот хороший пример мезолитической живописи из Болгарии (пещера Магура, 9-8 тыс лет назад).
11magura cave 10-8 thousands bulgaria

Ни намека на натуроподобие, все фигуры - и людей, и животных - это просто условные обозначения, знаки, понятные и простые в исполнении. Зато композиция многофигурная и сюжет сложный: похоже на изображение ритуала, посвященного плодородию и удачной охоте. Явный плод иррационального мышления, ориентированного не на познание законов объективного мира, а на поддержку мистико-ритуальной деятельности, берущей начало в коллективном бессознательном.

Другая эпоха, другие доминанты. Однако именно такое, предельно упрощенное, знаковое искусство ляжет потом в основу величайшего явления человеческой культуры - письменности, одного из столпов цивилизации. Письменность упростит процесс накопления знания, в том числе рационального - и вновь поменяется парадигма мышления. Но про следующие стадии я потом допишу.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments