?

Log in

No account? Create an account
По синусоиде от рационального к иррациональному - В поисках Великого Интереса

> Recent Entries
> Archive
> Friends
> Profile

June 26th, 2017


Previous Entry Share Next Entry
07:15 am - По синусоиде от рационального к иррациональному
А дальше очень интересно. На смену мезолиту приходит неолит с его знаменитой "неолитической революцией", которая была, в первую очередь, технологической: начинается осознанная земледельческая деятельность, массовое производство керамики на гончарном круге, возникает городской тип поселений (а это строительные технологии, азы городского планирования, азы общественной гигиены, новые нормы поведения в условиях высокой плотности населения, быстрое развитие ремесел и многое другое), делаются первые попытки изготовления орудий труда из меди и т.д. Такой технологический скачок требовал, конечно, рационального типа мышления - и оно отразилось в искусстве ранних цивилизаций начальной фазы их существования, которое было очень миметическим. Это хорошо видно по египетской скульптуре эпохи Древнего Царства.


11scribe IV dynasty

Вот, например, замечательный писец, в естественной позе, с естественными складками тела. А деревянная скульптура жреца Каапера вообще демонстрирует нам полноватенького жизнерадостного человека, фигура которого далека символических стандартов:
11 кааперра Или вот такая статуэтка женщины, перетирающей зерно 11египет зернотерка

Правда, в египетском искусстве быстро образовался новый фактор - канон, связанный с изображением божеств и царей. Ну это неизбежный побочный эффект жестко организованной восточной цивилизации. Поэтому интереснее всего смотреть не на фараоновское искусство, а на вещи, создававшиеся для людей рангом пониже - чиновников разного уровня, а еще лучше - провинциальных чиновников, которые становятся заметны в Первый переходный период, когда централизация страны существенно пострадала. Вот, например, фрагмент росписи гробницы Небамона из Бени-Хасан:
11 nebamun BM

Однако к эпохе Нового Царства интерес к мимесису в Египте себя исчерпал. Хотя искусство 18-19 династий и кажется натуроподобным, однако воспроизводит оно не натуру, а каноны. Каноны установились еще в Древнем Царстве, почему и обладали определенной долей натуроподобия, но интереса к самой природе у египтян тогда уже не было, потому что доминирующий тип мышления опять сменился на иррациональный. Это отразилось, кстати, и на технологическом развитии: Египет прилично отстал от тех же гиксосов (народов, завоевавших страну в эпоху Второго переходного периода). С производством бронзовых орудий труда все было очень скромно, с колесом они познакомились лишь благодаря гиксосам и т.д.

Иррациональная, символическая основа египетского искусства 18 века отчасти объясняет ту легкость, с которой вдруг из "ниоткуда" сформировался амарнский стиль и потом с той же легкостью исчез: Эхнатон поставил задачу разработать новый канон для потребностей условно новой религии - и появились странные образы Амарнского периода. Знаменитый бюст Нефертити скорее исключение, чем правило этой эпохи, хотя и он служил образцом для воспроизведения, как мы знаем.
11 akhenaton

Столь же символическим, кстати, было и искусство других цивилизаций той эпохи - Вавилона, Ассирии, Крита и Микен. Не человеческие фигуры - а символы, составленные из сглаженных геометрических фигур.
11 crete

Затем, в 12-11 вв. до х.э., разразилась знаменитая "катастрофа Бронзового века", в которой "обнулились" все существовавшие на тот момент цивилизации Средиземноморья и Ближнего Востока. Как корова языком слизала. А начиная где-то с 9го века до х.э. регионы будущей римской ойкумены пошли по разным парадигмам. Египет и Ближний Восток увязли в стадии иррациональной доминанты, а Греция (и чуть позже Италия) вступили в эпоху рационального мышления. И случилось "греческое чудо", которое мы все знаем, и где-то на тысячу лет в Европе и Малой Азии воцарилось миметическое искусство. Египет, кстати, так в иррациональной парадигме и остался - и даже эллинизм ему не помог. Миметическое искусство развивалось лишь в Александрии и других греческих центрах, а в провинциях преобладала слегка модифицированная египетская традиция, трансформировавшаяся позднее в иррациональнейшее коптское искусство.

(11 comments | Leave a comment)

Comments:


[User Picture]
From:darina_sun
Date:June 26th, 2017 02:53 pm (UTC)
(Link)
Лера, спасибо! Это очень интересно читать.
[User Picture]
From:kintosha
Date:June 26th, 2017 07:24 pm (UTC)
(Link)
Это тебе спасибо, что читаешь. Мысли в голове бродят, но в реале мне практически некому их выложить, тем более - обсудить :)
[User Picture]
From:darina_sun
Date:June 26th, 2017 09:15 pm (UTC)
(Link)
вот обсудить вряд ли, знаний моих для этого, увы, не хватает. А мысли очень интересные, я их впитываю:)
[User Picture]
From:anonimusi
Date:June 27th, 2017 01:14 pm (UTC)
(Link)
Здорово!
Когда-то, очень давно, увлекалась историей древнего мира, много читала...
Спасибо за интересную информацию.
[User Picture]
From:kintosha
Date:July 1st, 2017 03:11 pm (UTC)
(Link)
история Древнего Мира - как будто и не история вовсе ).
[User Picture]
From:general_dreamer
Date:July 1st, 2017 02:15 pm (UTC)
(Link)
Очень интересно. Спасибо.
Мне тяжело оценить насколько оригинальны приведенные соображения. Но если они плод Ваших размышлений, то этой темой стоит заняться серьезно. Вне зависимости от мнения Вашего научного руководителя.
[User Picture]
From:kintosha
Date:July 1st, 2017 03:13 pm (UTC)
(Link)
Не знаю насчет оригинальности. Я точно не пересказываю прочитанное, но это не означает, что кто-то не думает в том же направлении. Означает лишь, что я не в курсе. Но даже если соображения оригинальны, они не научны, увы. Зато не надо заморачиваться со ссылками )
From:(Anonymous)
Date:July 1st, 2017 03:41 pm (UTC)
(Link)
Мы вышли на проблему критериев научности в Вашей области. Вам она уже, наверное оскомину набила, а мне любопытно. Даже в эталонных точных науках, физике и мвтематике, критерии научности очень различаются. Как по мне, если некая (скажем громко) теория, описывает много частных фактов или позволяет иначе сгруппировать данные, то она уже имеет право на существование и обсуждение.
Цель науки сжатие информации, превращение многих фактов в малое число принципов. В Ваших рассуждениях меня привлекла ясно выраженная простая мысль (это плюс). Редкое явление в гуманитарных областях.
[User Picture]
From:kintosha
Date:July 1st, 2017 06:49 pm (UTC)
(Link)
это потому, что я физ-мат класс заканчивала, наверное )

Конечно, концептуальные вещи имеют право на существование. Тот же Шпенглер или Лев Гумилев создали целые концептуальные миры. Но они, наверное, к философии поближе, как и концепции Джордано Бруно.
[User Picture]
From:general_dreamer
Date:July 2nd, 2017 03:10 pm (UTC)
(Link)
Аноним выше это я, неисповедимы пути ЖЖ.
Мне сразу показалось,что у Вас физ-мат образование, потому что образование это стиль мышления прежде всего. Если оно на самом деле образование, а не коллекция дипломов.
Общаясь со знакомыми филологами, не последними людьми в своей области, я пришел к мысли, что у гуманитариев яркость изложения превалирует над содержательностью мысли. А у Вас наоборот, ясно и просто изложенная идея во главе угла.
[User Picture]
From:kintosha
Date:July 2nd, 2017 04:53 pm (UTC)
(Link)
И мировоззрение еще (кроме стиля мышления): то, что остается, когда забудется все из выученного, что не применяется в конкретной профессиональной деятельности :)

Шпенглер, вообще говоря, математик, но с меня семь потов сошло, пока я продиралась сквозь "Закат Европы": очень сложный язык. Так что не всегда матобразование упрощает стиль. Или немцы вообще просто не пишут?..

> Go to Top
LiveJournal.com