?

Log in

No account? Create an account
Христианское искусство как великий плагиатчик - В поисках Великого Интереса

> Recent Entries
> Archive
> Friends
> Profile

July 7th, 2017


Previous Entry Share Next Entry
02:24 pm - Христианское искусство как великий плагиатчик
Когда я начинала заниматься раннехристианским искусством, меня поразило, с каким размахом оно черпало идеи в искусстве античности. Но и сейчас, по прошествии многих лет, я не перестаю удивляться масштабам "плагиата". В истории есть немало примеров самостоятельного развития художественных культур. Тот же Египет, Крит и даже классическая Греция - явления автохтонные. То, что они делали в искусстве, до них не делал никто. Но христианское искусство - совершенно иная история: в нем очень сложно найти что-то, что бы ни было заимствовано из античности (речь, конечно, об иконографии - не о стиле). Вот, например, изображение александрийского (его придумала македонская династия Птолемеев) египетско-македонско-римского бога Сераписа (конец 1го - начало 2 века х.э.):
serapis cropped

Никого не напоминает?

А вот дивной красоты синайская икона 6го века:
sinai christ

Популярнейший в раннехристианском искусстве образ Христа - доброго пастыря с ягненком на плечах вообще неотличим от античного Гермеса-психопомпа (переносчика душ в загробный мир). Вот это Христос - добрый пастырь.
shepherd
(римские катакомбы, 3 в.)

А это - пастух из александрийской гробницы Вардиан (росписи датируются 2-1 вв. до х.э.):
saqqiya pastore

Почему так? Почему оно щедро черпало из той культуры, которую отрицало?

Основанное на библии христианство - безусловная религия слова. То есть опирается оно на учение, а не на ритуалы или визуальный ряд. Это особенно видно на контрасте, скажем, с митраизмом - изначально персидским культом, который распространился по всей Римской империи и в 3-4 веках конкурировал по популярности с христианством. Мы везде встречаем идентичные изображения бога Митры, убивающего быка, кое-где видим изображения каких-то ритуалов, но не имеем ни малейшего понятия, о чем была эта религия. Текстов нет, лишь иконография. Митраизм, как и мистические культы Диониса и Деметры, был религией ритуальных таинств: совершаются какие-то действия, о которых нельзя рассказывать. А христианство - прямая противоположность: есть много-много текстов: иудейская космогония, собственная этика, множество апокрифов, развивающих те сюжеты, которые не влезли в канонические библии, труды ранних "отцов церкви" разъясняющих непонятные моменты - и ноль иконографии. Из иудаизма почерпнуть было нечего: аниконическая религия, запрещающая изображения бога. Иудеи сами, одновременно с христианами, заимствовали иконографию из античного искусства, когда запреты чуть-чуть ослабли.

Ну и чего было делать бедным христианам? Захотели, они, к примеру, расписать гробницу. А как объяснить художнику-язычнику, что тебе надо? У тебя есть понятия из Евангелия, допустим. Например, Христос с его притчей о заблудшей овце. Объяснил примерно христианин, что ему нужно изображение Христа с агнцем, а у язычника имеется хорошо опробованный образец - Гермес-психопомп. Вот вам, пожалуйста. А к тому времени, когда христиане перешли к художественному самообеспечению, уже иконография сложилась, уже клише перетянуты из античного искусство.

Еще один интересный момент - иконография рая. Рай - исключительно христианское понятие. В библии никакого рая нет. Там есть Эдем - сад "золотого века", откуда выгнали Адама и Еву. Но умершие, по библии, в Эдем не возвращаются, они живут где-то под землей. Зато в античном мире есть понятие Элизиума, где на зеленых равнинах и в лавровых рощах, на берегах ручьев живут счастливые души. Подходит? Подходит! Только античное погребальное искусство само позаимствовало иконографию из светского искусства. Получается, что христианский рай - это античная языческая идиллия. Вот, к примеру, роспись христианской гробницы в Фессалонике (5 век):
tomb 29 birds trees

А вот мозаика из антиохийской виллы (нынешняя Восточная Турция):
птицы цветы

Ну, допустим, сходство раннехристианского искусства с античным понятно. Но насколько устойчивыми оказались заимствования, можно увидеть по двум памятникам. Вот эта роспись - из храма обожествленного императора Севера (конец 3го века) в Сабрате (Ливия):
sabrata cropped

А это - сцена вознесения Христа из Мирожского монастыря под Псковом (12й век):
мирож 12 в

А вот эту троицу я просто обожаю: пальмирские божества из храма Баала 3 века (который игиловцы разрушили недавно, пусть их тела сожрут свиньи):
 baal cropped

Кого они нам напоминают?.. Ну конечно: архангела Михаила в иконографии воина. Вот, к примеру, икона аж 19го века:
michael military

(35 comments | Leave a comment)

Comments:


[User Picture]
From:mamacha_rosa
Date:July 7th, 2017 12:18 pm (UTC)
(Link)
Насколько моих дилетатнских знаний хватает, христиане не только изобразительное искусство утащили, но и кальку с жития богов других религий.
[User Picture]
From:kintosha
Date:July 7th, 2017 12:26 pm (UTC)
(Link)
каких?
[User Picture]
From:mamacha_rosa
Date:July 7th, 2017 12:38 pm (UTC)
(Link)
Вот сейчас уже страшно стало.) Имела ввиду, что идея убитого и воскресшего божество была отнюдь не нова. А причастие символической кровью и плотью разве не отголосок ритуального каннибализма?
[User Picture]
From:darina_sun
Date:July 7th, 2017 10:35 pm (UTC)
(Link)
моих знаний тоже не хватает, чтобы вести дискуссию, но мне кажется, что христианство "позаимствовало" все и у всех - и мифологию, и искусство, и философию, только этику создало свою, которую у него, в свою очередь, позаимствовали основатели марксизма-ленинизма:) И, по-моему, Иисус с матерью Марией тоже заимствованы у египтян - там же тоже мать-сестра родила Осириса, и возродила его же? Или я что-то жестоко путаю?

Edited at 2017-07-07 10:37 pm (UTC)
[User Picture]
From:kintosha
Date:July 8th, 2017 06:27 am (UTC)
(Link)
Это вполне нормально для религии, Ир: любая религия апеллирует к архетипам, поэтому старается укорениться в древних верованиях. Только у автохтонных цивилизаций такой возможности не было, и то они обращались к какому-то "золотому веку" собственного народа. А так все у всех заимствуют: иудеи позаимствовали часть космогонических мифов у шумеров, римляне - у греков, а потом еще много у кого, ислам - у тех же евреев, причем они и христа признают.

Есть теория, что иконография Марии с младенцем опирается на иконографию Исиды с Хором. А что касается идеи, то, думаю, нет. У любого не вечного, рожденного бога есть мать, кроме архаических первобогов-демиургов.
[User Picture]
From:darina_sun
Date:July 8th, 2017 10:29 am (UTC)
(Link)
ислам не то, что признает Христа, у них свой есть - пророк Иса.
[User Picture]
From:izyaweisneger
Date:October 3rd, 2017 06:47 pm (UTC)
(Link)
Эллинизм во многом сформировал Христианство.)
(Deleted comment)
[User Picture]
From:kintosha
Date:March 10th, 2018 05:25 pm (UTC)
(Link)
ну, раз "разумеется", тогда вы это легко докажете, правда? )) опираясь, разумеется, на научные источники, а не эзотерические
(Deleted comment)
[User Picture]
From:pavel_shipilin
Date:September 9th, 2018 01:25 pm (UTC)
(Link)
Ого, какой интересный блог.

Поделюсь-ка я этим постом со знатоками христианства. Уверен, что Ваши наблюдения им покажутся любопытными.
Их, конечно, больше интересуют богословские темы, но все же борьба с язычеством в той же Византии — тоже часть богословия. Получается, иконоборчество — это такой себе рецидив этой борьбы, попытка окончательно порвать с античностью?

В общем, есть над чем подумать, спасибо.
[User Picture]
From:kintosha
Date:September 9th, 2018 05:25 pm (UTC)
(Link)
для искусствоведов, занимающихся ранним христианством и средними веками, это общий момент, я только примеры привела такие, о которых мало кто знает )

А насчет иконоборчества Вы правы совершенно. Иконоборцы очень рационально и интеллектуально уходили от античности.
[User Picture]
From:pavel_shipilin
Date:September 9th, 2018 10:02 pm (UTC)
(Link)
Забавно, что сейчас, через тысячу с лишним лет, когда античная мифология представляется просто набором безопасных и иногда даже забавных детских сказок, православие категорически против иконоборцев. Не ученые-богословы, конечно, которые знают, как было дело, и могут позволить себе в научных диспутах довольно критично отзываться о том или ином периоде. Но в кругах, далеких от науки, иконоборчество несет в себе все же негативный оттенок.

В VIII в. считалось, что язычников надо добивать окончательно — они еще кое-где оставались. Надо сказать, я этот нюанс не учитывал, до того как прочитал Ваш пост. Надо будет в Вашем блоге поосновательнее покопаться :)
[User Picture]
From:zlaya_trollya
Date:September 10th, 2018 07:29 am (UTC)
(Link)
> Митраизм: Текстов нет, лишь иконография.

А нельзя это объяснить утратой текстов? Типа, христиане языческие тексты частью пожгли специально в рамках борьбы с язычеством, а частью просто потеряли, потому что не пытались сохранить?
[User Picture]
From:kintosha
Date:September 10th, 2018 07:34 am (UTC)
(Link)
Неа: это было таинство, как дионисийские культы. Ритуалы даже пересказывать нельзя, не то, что переписывать. Об этом есть свидетельства древних авторов (не о ритуалах, а о том, что культ был тайным).

Ну и потом, культ митры получил широчайшее распространение и на ближнем востоке, и в европейской части римской империи. В самом Риме митреумов дофига. Все тексты по всей римской ойкумене сгореть не могли. В раннем христианстве огромное количество апокрифов, а также труды некоторых христианских мыслителей (Оригена, например) пошли в 4-5 вв. под жесточайший запрет. Все подлежало уничтожению. А их как находили, так и продолжают находить, целыми библиотеками, как в Наг Хаммади (в Египте)

> Go to Top
LiveJournal.com