Кинтоша (kintosha) wrote,
Кинтоша
kintosha

Categories:

Христианское искусство как великий плагиатчик

Когда я начинала заниматься раннехристианским искусством, меня поразило, с каким размахом оно черпало идеи в искусстве античности. Но и сейчас, по прошествии многих лет, я не перестаю удивляться масштабам "плагиата". В истории есть немало примеров самостоятельного развития художественных культур. Тот же Египет, Крит и даже классическая Греция - явления автохтонные. То, что они делали в искусстве, до них не делал никто. Но христианское искусство - совершенно иная история: в нем очень сложно найти что-то, что бы ни было заимствовано из античности (речь, конечно, об иконографии - не о стиле). Вот, например, изображение александрийского (его придумала македонская династия Птолемеев) египетско-македонско-римского бога Сераписа (конец 1го - начало 2 века х.э.):
serapis cropped

Никого не напоминает?

А вот дивной красоты синайская икона 6го века:
sinai christ

Популярнейший в раннехристианском искусстве образ Христа - доброго пастыря с ягненком на плечах вообще неотличим от античного Гермеса-психопомпа (переносчика душ в загробный мир). Вот это Христос - добрый пастырь.
shepherd
(римские катакомбы, 3 в.)

А это - пастух из александрийской гробницы Вардиан (росписи датируются 2-1 вв. до х.э.):
saqqiya pastore

Почему так? Почему оно щедро черпало из той культуры, которую отрицало?

Основанное на библии христианство - безусловная религия слова. То есть опирается оно на учение, а не на ритуалы или визуальный ряд. Это особенно видно на контрасте, скажем, с митраизмом - изначально персидским культом, который распространился по всей Римской империи и в 3-4 веках конкурировал по популярности с христианством. Мы везде встречаем идентичные изображения бога Митры, убивающего быка, кое-где видим изображения каких-то ритуалов, но не имеем ни малейшего понятия, о чем была эта религия. Текстов нет, лишь иконография. Митраизм, как и мистические культы Диониса и Деметры, был религией ритуальных таинств: совершаются какие-то действия, о которых нельзя рассказывать. А христианство - прямая противоположность: есть много-много текстов: иудейская космогония, собственная этика, множество апокрифов, развивающих те сюжеты, которые не влезли в канонические библии, труды ранних "отцов церкви" разъясняющих непонятные моменты - и ноль иконографии. Из иудаизма почерпнуть было нечего: аниконическая религия, запрещающая изображения бога. Иудеи сами, одновременно с христианами, заимствовали иконографию из античного искусства, когда запреты чуть-чуть ослабли.

Ну и чего было делать бедным христианам? Захотели, они, к примеру, расписать гробницу. А как объяснить художнику-язычнику, что тебе надо? У тебя есть понятия из Евангелия, допустим. Например, Христос с его притчей о заблудшей овце. Объяснил примерно христианин, что ему нужно изображение Христа с агнцем, а у язычника имеется хорошо опробованный образец - Гермес-психопомп. Вот вам, пожалуйста. А к тому времени, когда христиане перешли к художественному самообеспечению, уже иконография сложилась, уже клише перетянуты из античного искусство.

Еще один интересный момент - иконография рая. Рай - исключительно христианское понятие. В библии никакого рая нет. Там есть Эдем - сад "золотого века", откуда выгнали Адама и Еву. Но умершие, по библии, в Эдем не возвращаются, они живут где-то под землей. Зато в античном мире есть понятие Элизиума, где на зеленых равнинах и в лавровых рощах, на берегах ручьев живут счастливые души. Подходит? Подходит! Только античное погребальное искусство само позаимствовало иконографию из светского искусства. Получается, что христианский рай - это античная языческая идиллия. Вот, к примеру, роспись христианской гробницы в Фессалонике (5 век):
tomb 29 birds trees

А вот мозаика из антиохийской виллы (нынешняя Восточная Турция):
птицы цветы

Ну, допустим, сходство раннехристианского искусства с античным понятно. Но насколько устойчивыми оказались заимствования, можно увидеть по двум памятникам. Вот эта роспись - из храма обожествленного императора Севера (конец 3го века) в Сабрате (Ливия):
sabrata cropped

А это - сцена вознесения Христа из Мирожского монастыря под Псковом (12й век):
мирож 12 в

А вот эту троицу я просто обожаю: пальмирские божества из храма Баала 3 века (который игиловцы разрушили недавно, пусть их тела сожрут свиньи):
 baal cropped

Кого они нам напоминают?.. Ну конечно: архангела Михаила в иконографии воина. Вот, к примеру, икона аж 19го века:
michael military
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 35 comments