Так вот, зима для меня заканчивается, когда мы убираем елку, а убираем мы ее обычно поздно, так как киндеры любят новогодние декорации. Обычно перед моим ДР, то есть в середине февраля. А в этот раз закончилась 8го января, когда мы вернулись в Москву. И неважно, что как раз сейчас выпал снег и похолодало: ощущения-то весенние. И на этих вот эмоциях предчувствия весны я собираюсь в Эфиопию. Уже скоро, меньше чем через месяц.
Эфиопская тема пришла ко мне сама, причем весьма решительно. Моя стойкая любовь к искусству дальних границ европейской ойкумены приносит иногда очень любопытные плоды. В музее русской иконы есть крупная коллекция эфиопского христианского искусства, а специалистов нет. То есть она годами там экспонируется без единой подписи, потому как никто ничего не знает. Не то, чтобы музейщики не пытались что-то сделать, но не сложилось у них с теми, кого они привлекали. Поэтому, с одной стороны, они меня очень настойчиво уговаривали ей (коллекцией) заняться, а с другой - ничего особо от меня не ждали. А напрасно :). Первый пробный памятник - икону-складень - я уже атрибутировала. При том, что, когда заходила в тему, не знала вообще ничего. Но атрибуция - это то, к чему у меня, кажется, есть способности. В том году я атрибутировала картонаж мумии (который вообще первый раз в руках держала в своей жизни) с точностью до половины века (точнее и невозможно, если что). Это подтвердила потом специалист №1 в мире по картонажам, которая приезжала к нам на раскоп. Ну и с эфиопской иконой произошло примерно то же. Понимание, ЧТО я вижу, пришло, как ни странно, на Мальдивах (там вообще думается хорошо). А дальше, когда знаешь, в каком направлении думать, уже легче и аналогии искать, и сюжеты расшифровывать. В общем, икона оказалась конца 17го века из региона Гондэр. Довольна необычная, кстати. Я в своей атрибуции уверена на 99 процентов и могу доказать. Хотя, конечно, нужно будет еще провести экспертизу пигментов и деревяшки, на которой она написана.
Как и следовало ожидать, тема оказалась жутко интересной. Ну еще бы: новые дальние рубежи. И раз уж я в нее захожу надолго, то надо ехать. Маршрут разработали - зашибись. Самая интересная часть - скальные церкви региона Тиграй на северо-востоке Эфиопии. До них еще долезть надо, в буквальном смысле: они на скалах расположены, в большинстве своем. А я высоты боюсь. Но интерес, зараза, упорно толкает вперед и уговаривает: вылезаешь из гробниц - залезешь и на скалы.