?

Log in

No account? Create an account
В поисках Великого Интереса

> Recent Entries
> Archive
> Friends
> Profile

December 14th, 2018


Previous Entry Share Flag Next Entry
09:17 am - ускользающие смыслы и ностальгия по... СССР?
Пару лет назад я потихоньку осознала, что мне нравится тоталитарная архитектура. Не только "сталинский ампир", но и итальянская, эпохи Муссолини, и немецкая, эпохи 3го рейха. И очень похожая на них монументальная архитектура Нью-Йорка того же периода. Найди два отличия между сталинскими высотками и некоторыми нью-йоркскими зиккуратами. Ну ладно, два можно найти - на "американцах" нет звезд и гербов СССР. Много лет я старательно избегала Бережковской набережной, знаменитого Дома на набережной и московских высоток, петляя по переулкам 19 века, но постепенно восприятие начало меняться. Сначала примагнитил конструктивизм, да и вообще весь русский авангард, а затем и сталинский ампир перестал казаться грубоватой мегаломанией. И теперь мой центр силы - сквер между химфаком и физфаком, напротив Главного здания МГУ. Ну понятно, там не только в архитектуре дело: естественнонаучные факультеты для меня священны. Но, перемещаясь между монументальными зданиями, я с любопытством разглядыаю скульптуры и рельефы, всегда очень символичные, буквально заряженные смыслом.

new york
mgu panter

А потом в фейсбуке всплыла группа Soviet Visuals. По искусствоведческим каналам всплыла. Я сунулась - и залипла.

[Spoiler (click to open)]

Группа камуфлируется под коммерческий проект, типа магазин футболок, но что-то я сомневаюсь. Качество контента, частота появления постов меня поразили. Сайт - абсолютно экспортный продукт: все на английском, и подписчики в большинстве своем иностранцы. Сколько их, боже мой!.. И как они активны! Посты не только лайкаются, но и репостятся. И еще там почему-то принято привлекать внимание своих знакомых: под каждым почти постом обязательно есть призывы каких-то людей к каким-то другим людям посмотреть на картинку/видео.

Я погрузилась в комменты: однако... Куча народа, кажется, плотно подсажена не только на visuals, а на саму идею СССР. Ну понятно, у иностранцев нет собственных или семейных воспоминаний о нем (у кого есть, пишут совсем другие комменты - это я тоже увидела). Но, опять же, и я сама (а моя семья пострадала от сталинских репрессий) стала находить удоваольствие в Soviet visuals, причем не только тех, которые связаны с моим собственным детством, но и в ранних.

mgu painting

Призадумалась. Сдается мне, что привлекательность довольно утопичной и криво реализованной идеи может быть связана с тем, что в современном мире людям катастрофически не хватает смыслов. Все прагматично до предела, все рассматривается в категориях практической полезности. Это, наверное, тот самый гумилевский актуализм ("после меня хоть потоп"). И становится невыносимо скучно и пусто, и начинает тянуть к "заряженным" смыслом вещам. Отсюда, видимо, неожиданный интерес некоторых молодых европейцев к исламу, отсюда же - ностальгия по СССР. Не столько по реальному, сколько по идеальному, проекции которого как раз и проявляются в Soviet visuals и самых общих идеях того времени. Отсюда же успех активного и чрезвычайно идеологизированного ЛГБТ-сообщества.

Мне, конечно, проще сопоставлять с теми эпохами, с которыми я работаю, а это эллинизм и раннее христианство. По сути походы Александра - сплошная череда войн. Но за ними стояла идея объединения народов и культур, которая оказалась столь привлекательной на том этапе, что античная ойкумена превратилась в культурный плавильный котел. А основной нового сплава стала греческая культура. И когда смотришь на памятники того времени - от Испании и Северной Африки до Индии - без труда видишь эту основу.

С ранним христианством еще понятнее: у христиан начала 1-го тысячелетия со смыслами было все в порядке. Поэтому, я думаю, христианство было "обречено" на успех. Античный мир свои смыслы уже утратил, а люди в них по-прежнему нуждались (всегда нуждаются). И произошла такая идеологическая диффузия - люди перемещались из области низкой концентрации смыслов в область высокой концентрации.

Все замечательно, но кое-что меня смущает. Если не ошибаюсь, у Гумилева за периодом актуализма следует не пассеизм (здравая осмысленность, прогрессивная), а футуризм - готовность нещадно убивать ради абстрактных идей. Но поскольку он (Гумилев) в прикладном плане для меня лично неподъемный, то остается надеяться, что эпоху футуризма мы уже проскочили как раз в 20-м веке, и теперь, после некоторых блужданий, придем к стадии гумилевского пассеизма.

mgu ideal

(20 comments | Leave a comment)

Comments:


[User Picture]
From:glazova58
Date:December 14th, 2018 07:17 am (UTC)
(Link)
А меня с каждым годом всё сильнее обволакивает чувство, что мы все как раз на краю периода новых крестовых походов за смыслами. Надеюсь только, что не доживу, а если вдруг реинкарнируюсь, то в птичку или бактерию)
Любуюсь в оставшееся время и "сталинским ампиром", и девушкой с веслом, пока их не разнесли на молекулы.
[User Picture]
From:kintosha
Date:December 14th, 2018 06:21 pm (UTC)
(Link)
Не вижу предпосылок к апокалипсису :)
[User Picture]
From:rickardonavarro
Date:December 14th, 2018 07:31 am (UTC)
(Link)
Природа человека неистребима. Идеология потребления (жрать, гадить, накапливать и тратить) на самом деле идеологией не является, поскольку не имеет внутреннего содержания, не является результатом духовного развития. А потребность иметь внутреннее содержание у нормального человека - есть!
Архитектура "сталинского ампира" действительно напоминает здания времен арт-деко и имеет прямые заимствования из итальянской и немецкой неоклассики. Но на мой дилетантский взгляд, у советской архитектуры 30-50-хх другой предшественник. Это русский авангард, конструктивизм. Иной взгляд на материалы, на пространство, иная эстетика. Ведь чудесные сталинские высотки строили те же самые люди - архитекторы-конструктивисты!
Я не знаток, но с недавних пор полюбил конструктивизм и последующую за ним неоклассику 30-х. Очень приятно, когда встречаю людей, которым она нравится так же, как и мне :).
[User Picture]
From:kintosha
Date:December 14th, 2018 06:20 pm (UTC)
(Link)
Искусствоведческий нарратив такой :) : конструктивизм, рожденный в России и Германии, потом добросовестно выжигался каленым железом. Почему-то он безумно раздражал и Гитлера, и Сталина. А приняли его с распростертыми объятиями страны, которые ничего такого родить не смогли, та же Америка. Наш ампир опирается все же больше на арт-деко, поэтому так похожи местами НЙ и Москва. У нас сам арт-деко не удержался, зато на бумаге он есть: те самые знаменитые дворцы коммунизма архитектора Иофана. И еще арт-деко в Москве ушел под землю :) На Серпуховской, например, на Добрынинской, на Фрунзенской предостаточно его элементов. Смотрю на светильники на Фрунзенской и облизываюсь каждый раз ))

Хотя, думаю, частично вы правы: нельзя подвергунть damnatio memoriae великие вещи. Вон Египтяне память об Эхнатоне похоронили, а влияние амарнского искусства осталось, пусть и неосознанно. В каких-то деталях конструктивизм мелькал в 30-е годы. В 50-е, полагаю, уже нет.
[User Picture]
From:rickardonavarro
Date:December 14th, 2018 07:03 pm (UTC)
(Link)
Гитлера конструктивизм также раздражал? Это лишь подтверждает, что у него начисто отсутствовало художественного восприятие.
Про Египет... я бы послушал, но это "на сладкое". Пока не очень готов, не хочется расстраивать вас своим и невежеством, но с огромным интересом читаю ваши заметки.
Про египетское искусство всегда в превосходной степени говорит моя "добрая фея" - преподавательница живописи из Мухинского. Мне посидеть надо с ней (мы с ней давно договорились об этом!), кое-что уловить. Тогда даже без знания материала мне будет намного легче.
За что я полюбил конструктивизм - он не про такие-то стены, окна и двери. Он про пространство, которое возникает вокруг него.
[User Picture]
From:rickardonavarro
Date:December 14th, 2018 07:08 pm (UTC)
(Link)
Она говорит, что Египет невозможно понять, если не побывать в пустыне и не увидеть там восход солнца.
[User Picture]
From:kintosha
Date:December 15th, 2018 07:01 am (UTC)
(Link)
Вообще это так :). Но даже поездка в Египет не всем помогает. Там приходится соприкасаться не только с великой древней цивилизацией, но и с современной "арабской" грязью и тотальным бедламом. Хотя в пустыне грязи и бедлама меньше, особенно в удаленной пустыне
[User Picture]
From:kintosha
Date:December 15th, 2018 07:00 am (UTC)
(Link)
Видимо, да: и конструктивизм, и изящнейший югенд-стиль. Все было выжжено. И ровно то же самое происходило в СССР.

Да, совершенно верно: конструктивизм про пространство. И вообще авангард русский - это про радикальные изменения, про слом цивилизационной парадигмы. Авангардисты ставили перед собой задачу - сформировать человека новой эпохи. И, кажется, им это удалось, по крайней мере, частично
[User Picture]
From:fabiy_maksim
Date:December 14th, 2018 07:49 pm (UTC)
(Link)
Гумилёва не факт что нужно "поднимать". При всей своей гениальности он слегка "ненаучен"...
[User Picture]
From:kintosha
Date:December 15th, 2018 07:06 am (UTC)
(Link)
Сколько раз я это слышала - и не сосчитать. :)) Допустим, ненаучен - ну и что. Он -концептуалист, так же как еще один объект обвинений в ненаучности - Шпенглер. Методы гуманитарных наук вообще не шибко научне, по сравнению с естественными. Главное, что гуманитарные науки могут дать - это концепции. Пусть ненаучные, главное, чтобы такие концепции давали дополнительный ракурс, инструментарий для исследований. И этот инструментарий Гумилев, имхо, дает, и еще как.

И потом, я же здесь не статью в научный журнал пишу: могу опираться хоть на дельфийского оракула :)
[User Picture]
From:fabiy_maksim
Date:December 15th, 2018 09:57 am (UTC)
(Link)
Методы гуманитарных НАУК ненаучны? Мда...
Тогда неудивительна любовь к Гумилёву )))
[User Picture]
From:kintosha
Date:December 15th, 2018 10:08 am (UTC)
(Link)
разве я так сказала?..

Последняя фраза - это вы типа надо мной сдержанно потешаетесь, да? :) Может, лучше объясните мне научность гуманитарных методов, по возможности в сравнении с естественнонаучными? )
[User Picture]
From:fabiy_maksim
Date:December 15th, 2018 10:48 am (UTC)
(Link)
Сравнивать разные науки немного странно, не находите? Ведь никто же не сравнивает жирафа с кальмаром, верно? Хотя оба животные, эукариоты и так далее. Они очень разные и сравнивать просто не получится. Но, поскольку история и математика обе науки, то значит у них есть нечто общее, имманентно им присущее. Общее у них то, что они обе строятся на верифицируемом знании и в своей работе используют научный метод.
Ваше предложение о сравнении, пардон, некорректно. Как, например, некорректен вопрос о том, что было раньше, курица или яйцо.

За усмешку миль пардон, плохого не хотел. )))

P.S. Кстати, на каком верифицируемом знании построена, например, геометрия? )))
[User Picture]
From:kintosha
Date:December 15th, 2018 11:54 am (UTC)
(Link)
не науки сравнивать, а методы. Я, кстати, говорила не о математике (которая, имхо, скорее язык), а о естественных науках. Эксперимент, гарантирующий повторяемость результатов в естественных науках, - это то, что напрочь отсутствует в гуманитарных. Имхо, на этом заканчивается верифицируемость гуманитарного знания.

О методах вы мне ничего конкретного не сказали. Какие подлинно научные методы гуманитарного знания существуют? Сравнимые с естественнонаучными? Я была бы счастлива ошибаться, но пока еще не встречала убедительных доказательств их научности.

А с геометрией как раз все хорошо, причем и с евклидовой, и с геометрией Лобачевского. Повторяемость результатов одних и тех же действий - вот вам и верификация.

Вы как раз очень хотели "плохого" (то есть обидеть), иначе бы не написали ничего такого :)) А если не хотели, но написали, то это глупость. То есть либо злой умысел, либо глупость - выбирайте :))
[User Picture]
From:fabiy_maksim
Date:December 15th, 2018 12:38 pm (UTC)
(Link)
Эксперимент в гуманитарных науках, конечно же, возможен. Мало того - вовсю используется. Просто Вы не учитываете мысленный эксперимент, поэтому и ошибаетесь.

Про методы - извольте.
Элементы научного метода: Теории, Гипотезы, Научные законы, Научное моделирование, Эксперименты, Научные исследования, Наблюдения, Измерения. Если брать любезную мне историю то только эксперимент ей недоступен. И все, поэтому она не наука?

С геометрией есть нюансы, заключающиеся в отсутствии четких определений точки, линии и плоскости, на которых всё и строится. Мало того, сия наука строится на аксиоме, что суть вовсе вещь непроверяемая. А то что различные геометрии в одной и той же ситуации дают разные ответы и вовсе делает немного странной верификацию. Не так ли?

У каждой науки есть свои особенности, отличающие её от другой науки. Но отличия не делает историю или геометрию не наукой. Впрочем если Вы знаете сие лучше мировых Академий наук, которые те же историю и геометрию науками считают...

Плохого не хотел. Вы в курсе что такое шутка?

Edited at 2018-12-15 12:39 pm (UTC)
[User Picture]
From:darina_sun
Date:December 15th, 2018 12:29 am (UTC)
(Link)
тут нет "лайков". Но я - лайк. Лера, спасибо тебе за то, что ты пишешь. Очень многое откликается, ты сама знаешь.
[User Picture]
From:kintosha
Date:December 15th, 2018 07:07 am (UTC)
(Link)
Спасибо, друг! Наверное, потому, что если у меня самой "не откликается" тема, то я и писать не буду: чего эфир засорять )
[User Picture]
From:ashfurywind
Date:December 16th, 2018 11:41 am (UTC)
(Link)
Эпоха массового общества и производства винтиков, заряженных нужной идеологий, дружно шагающих в Утопическое Будущее по мудрым руководством Жрецов ВКП(б), стоила стране и народу миллионных жертв и утрату демографических родников... ((
[User Picture]
From:kintosha
Date:December 17th, 2018 05:04 am (UTC)
(Link)
В целом я с вами согласна, но не во всем. Демография пострадала не только от репрессий, но, в первую очередь, от войны. Что такое демографические родники - мне неизвестно. Если вы про генофонд, то советская наука доказывает обратное на каждом шагу. Если про размеры на селения, то все графики показывают рост от послевоенных лет до поздних 80х. Сами знаетее, наверное.

Я тут, собственно, не про достоинства и недостатки идеологии коммунизма или итальянского/германского фашизма, а о том, что в эпоху дефицита смыслов люди обращаются к культурам и временам, когда эти смыслы были. И поэтому заряженное смыслом искусство привлекательно: это идеализированная художественная концепция, пустть даже и самых отвратительных идеологий.
[User Picture]
From:ashfurywind
Date:December 17th, 2018 07:17 pm (UTC)
(Link)
Вторая мировая, разумеется, выкосила много народу.
Но и это не все демографические потери - первый страшный удар был нанесен в коллективизацию, и не только количеством репрессированных, но и падением среднего числа детишек в семье - с 5-6 до 3-х, перестали женщины так много рожать, такой силы был испуг, и на прежний уровень не удалось выйти. Хотя, это всё-таки был второй удар - первый нанесли большевики ещё в Гражданскую, когда термин "семья - буржуазный пережиток" воплощался в жизнь, как и всякая гнусь типа "долой стыд" и прочие "прелести" секс-просвета. И даже впервые в мире в государстве разрешили аборты! (хотя это мало кто помнит).
Видите ли, демографии - это не только рост населения, есть и другие показатели, которые не на виду, но говорят намного больше, чем простой рост населения: нетто-коэффициент воспроизводства населения в РСФСР упал ниже нормы уже в 64-м году, т.е. население перестало себя воспроизводить. так что те самые застойные годы на поверку оказываются страшным болотом, и не только "Эхо войны" виновато. Тут уместно вспомнить и уничтожение "бесперспективных деревень" - а ведь именно деревни и являлась теми демографическими родниками, на которых всегда стояла Россия.
В итоге, большевики иссушили эти родники, маргинализовали, и по сути, уничтожили русскую деревню, надорвав силы народа - и об этом стоит всегда помнить, смотря и очаровываясь художественными концепциями, заряженными смыслом!

> Go to Top
LiveJournal.com