?

Log in

No account? Create an account
В поисках Великого Интереса

> Recent Entries
> Archive
> Friends
> Profile

December 14th, 2018


Previous Entry Share Next Entry
09:17 am - ускользающие смыслы и ностальгия по... СССР?
Пару лет назад я потихоньку осознала, что мне нравится тоталитарная архитектура. Не только "сталинский ампир", но и итальянская, эпохи Муссолини, и немецкая, эпохи 3го рейха. И очень похожая на них монументальная архитектура Нью-Йорка того же периода. Найди два отличия между сталинскими высотками и некоторыми нью-йоркскими зиккуратами. Ну ладно, два можно найти - на "американцах" нет звезд и гербов СССР. Много лет я старательно избегала Бережковской набережной, знаменитого Дома на набережной и московских высоток, петляя по переулкам 19 века, но постепенно восприятие начало меняться. Сначала примагнитил конструктивизм, да и вообще весь русский авангард, а затем и сталинский ампир перестал казаться грубоватой мегаломанией. И теперь мой центр силы - сквер между химфаком и физфаком, напротив Главного здания МГУ. Ну понятно, там не только в архитектуре дело: естественнонаучные факультеты для меня священны. Но, перемещаясь между монументальными зданиями, я с любопытством разглядыаю скульптуры и рельефы, всегда очень символичные, буквально заряженные смыслом.

new york
mgu panter

А потом в фейсбуке всплыла группа Soviet Visuals. По искусствоведческим каналам всплыла. Я сунулась - и залипла.

[Spoiler (click to open)]

Группа камуфлируется под коммерческий проект, типа магазин футболок, но что-то я сомневаюсь. Качество контента, частота появления постов меня поразили. Сайт - абсолютно экспортный продукт: все на английском, и подписчики в большинстве своем иностранцы. Сколько их, боже мой!.. И как они активны! Посты не только лайкаются, но и репостятся. И еще там почему-то принято привлекать внимание своих знакомых: под каждым почти постом обязательно есть призывы каких-то людей к каким-то другим людям посмотреть на картинку/видео.

Я погрузилась в комменты: однако... Куча народа, кажется, плотно подсажена не только на visuals, а на саму идею СССР. Ну понятно, у иностранцев нет собственных или семейных воспоминаний о нем (у кого есть, пишут совсем другие комменты - это я тоже увидела). Но, опять же, и я сама (а моя семья пострадала от сталинских репрессий) стала находить удоваольствие в Soviet visuals, причем не только тех, которые связаны с моим собственным детством, но и в ранних.

mgu painting

Призадумалась. Сдается мне, что привлекательность довольно утопичной и криво реализованной идеи может быть связана с тем, что в современном мире людям катастрофически не хватает смыслов. Все прагматично до предела, все рассматривается в категориях практической полезности. Это, наверное, тот самый гумилевский актуализм ("после меня хоть потоп"). И становится невыносимо скучно и пусто, и начинает тянуть к "заряженным" смыслом вещам. Отсюда, видимо, неожиданный интерес некоторых молодых европейцев к исламу, отсюда же - ностальгия по СССР. Не столько по реальному, сколько по идеальному, проекции которого как раз и проявляются в Soviet visuals и самых общих идеях того времени. Отсюда же успех активного и чрезвычайно идеологизированного ЛГБТ-сообщества.

Мне, конечно, проще сопоставлять с теми эпохами, с которыми я работаю, а это эллинизм и раннее христианство. По сути походы Александра - сплошная череда войн. Но за ними стояла идея объединения народов и культур, которая оказалась столь привлекательной на том этапе, что античная ойкумена превратилась в культурный плавильный котел. А основной нового сплава стала греческая культура. И когда смотришь на памятники того времени - от Испании и Северной Африки до Индии - без труда видишь эту основу.

С ранним христианством еще понятнее: у христиан начала 1-го тысячелетия со смыслами было все в порядке. Поэтому, я думаю, христианство было "обречено" на успех. Античный мир свои смыслы уже утратил, а люди в них по-прежнему нуждались (всегда нуждаются). И произошла такая идеологическая диффузия - люди перемещались из области низкой концентрации смыслов в область высокой концентрации.

Все замечательно, но кое-что меня смущает. Если не ошибаюсь, у Гумилева за периодом актуализма следует не пассеизм (здравая осмысленность, прогрессивная), а футуризм - готовность нещадно убивать ради абстрактных идей. Но поскольку он (Гумилев) в прикладном плане для меня лично неподъемный, то остается надеяться, что эпоху футуризма мы уже проскочили как раз в 20-м веке, и теперь, после некоторых блужданий, придем к стадии гумилевского пассеизма.

mgu ideal

(20 comments | Leave a comment)

Comments:


[User Picture]
From:kintosha
Date:December 14th, 2018 06:20 pm (UTC)
(Link)
Искусствоведческий нарратив такой :) : конструктивизм, рожденный в России и Германии, потом добросовестно выжигался каленым железом. Почему-то он безумно раздражал и Гитлера, и Сталина. А приняли его с распростертыми объятиями страны, которые ничего такого родить не смогли, та же Америка. Наш ампир опирается все же больше на арт-деко, поэтому так похожи местами НЙ и Москва. У нас сам арт-деко не удержался, зато на бумаге он есть: те самые знаменитые дворцы коммунизма архитектора Иофана. И еще арт-деко в Москве ушел под землю :) На Серпуховской, например, на Добрынинской, на Фрунзенской предостаточно его элементов. Смотрю на светильники на Фрунзенской и облизываюсь каждый раз ))

Хотя, думаю, частично вы правы: нельзя подвергунть damnatio memoriae великие вещи. Вон Египтяне память об Эхнатоне похоронили, а влияние амарнского искусства осталось, пусть и неосознанно. В каких-то деталях конструктивизм мелькал в 30-е годы. В 50-е, полагаю, уже нет.
[User Picture]
From:rickardonavarro
Date:December 14th, 2018 07:03 pm (UTC)
(Link)
Гитлера конструктивизм также раздражал? Это лишь подтверждает, что у него начисто отсутствовало художественного восприятие.
Про Египет... я бы послушал, но это "на сладкое". Пока не очень готов, не хочется расстраивать вас своим и невежеством, но с огромным интересом читаю ваши заметки.
Про египетское искусство всегда в превосходной степени говорит моя "добрая фея" - преподавательница живописи из Мухинского. Мне посидеть надо с ней (мы с ней давно договорились об этом!), кое-что уловить. Тогда даже без знания материала мне будет намного легче.
За что я полюбил конструктивизм - он не про такие-то стены, окна и двери. Он про пространство, которое возникает вокруг него.
[User Picture]
From:rickardonavarro
Date:December 14th, 2018 07:08 pm (UTC)
(Link)
Она говорит, что Египет невозможно понять, если не побывать в пустыне и не увидеть там восход солнца.
[User Picture]
From:kintosha
Date:December 15th, 2018 07:01 am (UTC)
(Link)
Вообще это так :). Но даже поездка в Египет не всем помогает. Там приходится соприкасаться не только с великой древней цивилизацией, но и с современной "арабской" грязью и тотальным бедламом. Хотя в пустыне грязи и бедлама меньше, особенно в удаленной пустыне
[User Picture]
From:kintosha
Date:December 15th, 2018 07:00 am (UTC)
(Link)
Видимо, да: и конструктивизм, и изящнейший югенд-стиль. Все было выжжено. И ровно то же самое происходило в СССР.

Да, совершенно верно: конструктивизм про пространство. И вообще авангард русский - это про радикальные изменения, про слом цивилизационной парадигмы. Авангардисты ставили перед собой задачу - сформировать человека новой эпохи. И, кажется, им это удалось, по крайней мере, частично

> Go to Top
LiveJournal.com