?

Log in

No account? Create an account
В поисках Великого Интереса

> Recent Entries
> Archive
> Friends
> Profile

December 14th, 2018


Previous Entry Share Next Entry
09:17 am - ускользающие смыслы и ностальгия по... СССР?
Пару лет назад я потихоньку осознала, что мне нравится тоталитарная архитектура. Не только "сталинский ампир", но и итальянская, эпохи Муссолини, и немецкая, эпохи 3го рейха. И очень похожая на них монументальная архитектура Нью-Йорка того же периода. Найди два отличия между сталинскими высотками и некоторыми нью-йоркскими зиккуратами. Ну ладно, два можно найти - на "американцах" нет звезд и гербов СССР. Много лет я старательно избегала Бережковской набережной, знаменитого Дома на набережной и московских высоток, петляя по переулкам 19 века, но постепенно восприятие начало меняться. Сначала примагнитил конструктивизм, да и вообще весь русский авангард, а затем и сталинский ампир перестал казаться грубоватой мегаломанией. И теперь мой центр силы - сквер между химфаком и физфаком, напротив Главного здания МГУ. Ну понятно, там не только в архитектуре дело: естественнонаучные факультеты для меня священны. Но, перемещаясь между монументальными зданиями, я с любопытством разглядыаю скульптуры и рельефы, всегда очень символичные, буквально заряженные смыслом.

new york
mgu panter

А потом в фейсбуке всплыла группа Soviet Visuals. По искусствоведческим каналам всплыла. Я сунулась - и залипла.

[Spoiler (click to open)]

Группа камуфлируется под коммерческий проект, типа магазин футболок, но что-то я сомневаюсь. Качество контента, частота появления постов меня поразили. Сайт - абсолютно экспортный продукт: все на английском, и подписчики в большинстве своем иностранцы. Сколько их, боже мой!.. И как они активны! Посты не только лайкаются, но и репостятся. И еще там почему-то принято привлекать внимание своих знакомых: под каждым почти постом обязательно есть призывы каких-то людей к каким-то другим людям посмотреть на картинку/видео.

Я погрузилась в комменты: однако... Куча народа, кажется, плотно подсажена не только на visuals, а на саму идею СССР. Ну понятно, у иностранцев нет собственных или семейных воспоминаний о нем (у кого есть, пишут совсем другие комменты - это я тоже увидела). Но, опять же, и я сама (а моя семья пострадала от сталинских репрессий) стала находить удоваольствие в Soviet visuals, причем не только тех, которые связаны с моим собственным детством, но и в ранних.

mgu painting

Призадумалась. Сдается мне, что привлекательность довольно утопичной и криво реализованной идеи может быть связана с тем, что в современном мире людям катастрофически не хватает смыслов. Все прагматично до предела, все рассматривается в категориях практической полезности. Это, наверное, тот самый гумилевский актуализм ("после меня хоть потоп"). И становится невыносимо скучно и пусто, и начинает тянуть к "заряженным" смыслом вещам. Отсюда, видимо, неожиданный интерес некоторых молодых европейцев к исламу, отсюда же - ностальгия по СССР. Не столько по реальному, сколько по идеальному, проекции которого как раз и проявляются в Soviet visuals и самых общих идеях того времени. Отсюда же успех активного и чрезвычайно идеологизированного ЛГБТ-сообщества.

Мне, конечно, проще сопоставлять с теми эпохами, с которыми я работаю, а это эллинизм и раннее христианство. По сути походы Александра - сплошная череда войн. Но за ними стояла идея объединения народов и культур, которая оказалась столь привлекательной на том этапе, что античная ойкумена превратилась в культурный плавильный котел. А основной нового сплава стала греческая культура. И когда смотришь на памятники того времени - от Испании и Северной Африки до Индии - без труда видишь эту основу.

С ранним христианством еще понятнее: у христиан начала 1-го тысячелетия со смыслами было все в порядке. Поэтому, я думаю, христианство было "обречено" на успех. Античный мир свои смыслы уже утратил, а люди в них по-прежнему нуждались (всегда нуждаются). И произошла такая идеологическая диффузия - люди перемещались из области низкой концентрации смыслов в область высокой концентрации.

Все замечательно, но кое-что меня смущает. Если не ошибаюсь, у Гумилева за периодом актуализма следует не пассеизм (здравая осмысленность, прогрессивная), а футуризм - готовность нещадно убивать ради абстрактных идей. Но поскольку он (Гумилев) в прикладном плане для меня лично неподъемный, то остается надеяться, что эпоху футуризма мы уже проскочили как раз в 20-м веке, и теперь, после некоторых блужданий, придем к стадии гумилевского пассеизма.

mgu ideal

(20 comments | Leave a comment)

Comments:


[User Picture]
From:kintosha
Date:December 17th, 2018 05:04 am (UTC)
(Link)
В целом я с вами согласна, но не во всем. Демография пострадала не только от репрессий, но, в первую очередь, от войны. Что такое демографические родники - мне неизвестно. Если вы про генофонд, то советская наука доказывает обратное на каждом шагу. Если про размеры на селения, то все графики показывают рост от послевоенных лет до поздних 80х. Сами знаетее, наверное.

Я тут, собственно, не про достоинства и недостатки идеологии коммунизма или итальянского/германского фашизма, а о том, что в эпоху дефицита смыслов люди обращаются к культурам и временам, когда эти смыслы были. И поэтому заряженное смыслом искусство привлекательно: это идеализированная художественная концепция, пустть даже и самых отвратительных идеологий.
[User Picture]
From:ashfurywind
Date:December 17th, 2018 07:17 pm (UTC)
(Link)
Вторая мировая, разумеется, выкосила много народу.
Но и это не все демографические потери - первый страшный удар был нанесен в коллективизацию, и не только количеством репрессированных, но и падением среднего числа детишек в семье - с 5-6 до 3-х, перестали женщины так много рожать, такой силы был испуг, и на прежний уровень не удалось выйти. Хотя, это всё-таки был второй удар - первый нанесли большевики ещё в Гражданскую, когда термин "семья - буржуазный пережиток" воплощался в жизнь, как и всякая гнусь типа "долой стыд" и прочие "прелести" секс-просвета. И даже впервые в мире в государстве разрешили аборты! (хотя это мало кто помнит).
Видите ли, демографии - это не только рост населения, есть и другие показатели, которые не на виду, но говорят намного больше, чем простой рост населения: нетто-коэффициент воспроизводства населения в РСФСР упал ниже нормы уже в 64-м году, т.е. население перестало себя воспроизводить. так что те самые застойные годы на поверку оказываются страшным болотом, и не только "Эхо войны" виновато. Тут уместно вспомнить и уничтожение "бесперспективных деревень" - а ведь именно деревни и являлась теми демографическими родниками, на которых всегда стояла Россия.
В итоге, большевики иссушили эти родники, маргинализовали, и по сути, уничтожили русскую деревню, надорвав силы народа - и об этом стоит всегда помнить, смотря и очаровываясь художественными концепциями, заряженными смыслом!

> Go to Top
LiveJournal.com