Кинтоша (kintosha) wrote,
Кинтоша
kintosha

Categories:

Великий отступник и невыносимо прекрасное искусство его эпохи

Мой упорный интерес к маргинальным (с точки зрения научного мейнстрима) памятникам иногда дает неожиданные побочные эффекты.

Большинство египтологов предпочитает классический (фараоновский) Египет Древнего, Среднего и Нового Царств, а я люблю эпоху после завоевания. И вот копание в этой эпохи вывело меня на памятник в Среднем Египте (сам-то он центровой для эпохи - эпоха считается вторичной для истории Египта), который вывел меня прямиком в эпицентр египтологического мэйнстрима - к эпохе фараона-еретика Эхнатона.

По моему (и не только) глубокому убеждению, не было в Египте искусства прекрасней искусства Амарнского периода (если что, Амарна - столица Эхнатона, построенная с нуля и разрушенная вскоре после его смерти). Количество инноваций там поразительно, а столько свободы и плещущей через край радости бытия не было до и никогда не будет после Амарны. Тутанхамон ненавидел Эхнатона и сделал все для того, чтобы предать забвению его память и память его эпохи. Но сама его гробница, чуть взгляни в сторону от идеализированных лиц-масок на саркофагах - это чистое торжество амарнского искусства.

Ну вот, например, декор на спинке трона Тутанхамона. Вот эта расслабленная поза фараона, живот, нависающий над схенти (набедренной повязкой), рука, закинутая на спинку стула, а главное, живая приязнь между мужем и женой, переданная позами и жестом - это наследие амарнского искусства. Солнечный диск с лучами - тоже, конечно, но диск - атрибут идеологический, он быстро уйдет, а позы какое-то время еще будут мелькать.

tutankhamun throne


Но самое, имхо, удивительное в амарнском искусстве - это тема семейной любви: между мужем и женой, между родителями и детьми, между сестрами. Сохранившиеся памятники посвящены, конечно, царскому семейству, и от этого они кажутся еще более удивительными. Любовь выражена позами и жестами такой непосредственности и выразительности, которых вообще не ждешь от догматического дворцового искусства первых цивилизаций.

Akhenaten,_Nefertiti_and_their_children

brooklyn big size

metropolitan

akhenaten's daughters

GD-EG-Caire-Musée066

Это только несколько памятников, их больше, конечно. Но уже по ним видно, как много нежности в телесных контактах между фараоном и его дочерьми, Нефертити и дочерьми, между самими принцессами.

Вот эта тема из послеамарнского искусства пропадает. По-видимому (не мое предположение), в Амарне сформировался культ царской семьи как божественной. По сути, она заменила собой знаменитые египетские триады (мужское, женское божества и их отпрыски). Поэтому, конечно, в первую очередь именно эти темы, вместе с солнечным диском Атоном, быстро исчезли с египетских памятников. И вдруг, через тысячу лет после Амарны, появляется гробница жреца бога Тота Петосириса, жившего уже в эпоху персидского завоевания, Александра Македонского и первого Птолемея (сына Лага).

Внутренние стены гробницы сплошь покрыты рельефами, а в них встречаются вот такие сценки:
KHARGA-17_0464_18-04-17

KHARGA-17_0459_18-04-17

KHARGA-17_0449_18-04-17

Уже давным давно забыт и Эхнатон, и Амарна. Уже и фараонов-то нет, и вот же, такое чудо. На самом деле, не совсем чудо. Петосирис жил в Гермополе Магна, преимущественно греческом городе, расположенном не так далеко от Амарны. Не в двух шагах, конечно, но достаточно близко. Могли ли жители Гермополя видеть памятники амарнского искусства? Не только могли, но и видели: целый ряд амарнских рельефов (или фрагментов) был найден не среди руин Амарны, а именно в Гермополе. Не буквально те найдены, которые у меня тут висят, но мало ли, сколько другого гермопольцы успели найти, сколько амарнских гробниц они изучили. И из всего того, что можно было почерпнуть в амарнских рельефах, они взяли вот именно эту, главную, на мой взгяд, художественную инновацию.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments