?

Log in

No account? Create an account
Великий отступник и невыносимо прекрасное искусство его эпохи - В поисках Великого Интереса

> Recent Entries
> Archive
> Friends
> Profile

January 12th, 2019


Previous Entry Share Next Entry
05:43 pm - Великий отступник и невыносимо прекрасное искусство его эпохи
Мой упорный интерес к маргинальным (с точки зрения научного мейнстрима) памятникам иногда дает неожиданные побочные эффекты.

Большинство египтологов предпочитает классический (фараоновский) Египет Древнего, Среднего и Нового Царств, а я люблю эпоху после завоевания. И вот копание в этой эпохи вывело меня на памятник в Среднем Египте (сам-то он центровой для эпохи - эпоха считается вторичной для истории Египта), который вывел меня прямиком в эпицентр египтологического мэйнстрима - к эпохе фараона-еретика Эхнатона.

По моему (и не только) глубокому убеждению, не было в Египте искусства прекрасней искусства Амарнского периода (если что, Амарна - столица Эхнатона, построенная с нуля и разрушенная вскоре после его смерти). Количество инноваций там поразительно, а столько свободы и плещущей через край радости бытия не было до и никогда не будет после Амарны. Тутанхамон ненавидел Эхнатона и сделал все для того, чтобы предать забвению его память и память его эпохи. Но сама его гробница, чуть взгляни в сторону от идеализированных лиц-масок на саркофагах - это чистое торжество амарнского искусства.

Ну вот, например, декор на спинке трона Тутанхамона. Вот эта расслабленная поза фараона, живот, нависающий над схенти (набедренной повязкой), рука, закинутая на спинку стула, а главное, живая приязнь между мужем и женой, переданная позами и жестом - это наследие амарнского искусства. Солнечный диск с лучами - тоже, конечно, но диск - атрибут идеологический, он быстро уйдет, а позы какое-то время еще будут мелькать.

tutankhamun throne


Но самое, имхо, удивительное в амарнском искусстве - это тема семейной любви: между мужем и женой, между родителями и детьми, между сестрами. Сохранившиеся памятники посвящены, конечно, царскому семейству, и от этого они кажутся еще более удивительными. Любовь выражена позами и жестами такой непосредственности и выразительности, которых вообще не ждешь от догматического дворцового искусства первых цивилизаций.

Akhenaten,_Nefertiti_and_their_children

brooklyn big size

metropolitan

akhenaten's daughters

GD-EG-Caire-Musée066

Это только несколько памятников, их больше, конечно. Но уже по ним видно, как много нежности в телесных контактах между фараоном и его дочерьми, Нефертити и дочерьми, между самими принцессами.

Вот эта тема из послеамарнского искусства пропадает. По-видимому (не мое предположение), в Амарне сформировался культ царской семьи как божественной. По сути, она заменила собой знаменитые египетские триады (мужское, женское божества и их отпрыски). Поэтому, конечно, в первую очередь именно эти темы, вместе с солнечным диском Атоном, быстро исчезли с египетских памятников. И вдруг, через тысячу лет после Амарны, появляется гробница жреца бога Тота Петосириса, жившего уже в эпоху персидского завоевания, Александра Македонского и первого Птолемея (сына Лага).

Внутренние стены гробницы сплошь покрыты рельефами, а в них встречаются вот такие сценки:
KHARGA-17_0464_18-04-17

KHARGA-17_0459_18-04-17

KHARGA-17_0449_18-04-17

Уже давным давно забыт и Эхнатон, и Амарна. Уже и фараонов-то нет, и вот же, такое чудо. На самом деле, не совсем чудо. Петосирис жил в Гермополе Магна, преимущественно греческом городе, расположенном не так далеко от Амарны. Не в двух шагах, конечно, но достаточно близко. Могли ли жители Гермополя видеть памятники амарнского искусства? Не только могли, но и видели: целый ряд амарнских рельефов (или фрагментов) был найден не среди руин Амарны, а именно в Гермополе. Не буквально те найдены, которые у меня тут висят, но мало ли, сколько другого гермопольцы успели найти, сколько амарнских гробниц они изучили. И из всего того, что можно было почерпнуть в амарнских рельефах, они взяли вот именно эту, главную, на мой взгяд, художественную инновацию.

(4 comments | Leave a comment)

Comments:


[User Picture]
From:kristuscha
Date:January 12th, 2019 04:45 pm (UTC)
(Link)
Ух ты, какая красота!!!
Интересно, исследователи видят Эхнатона больше еретиком или реформатором? Вот как оценивают?
Я где-то читала, что он затеял реформу в пику фиванским жрецам. Такая вот борьба с клерикализмом.
[User Picture]
From:kintosha
Date:January 12th, 2019 05:38 pm (UTC)
(Link)
Ну нам говорили, что он, отчасти, был продолжателем дела отца (Аменхотепа 3го), который уже пытался подвинуть жрицов храма Амона подальше от власти. И что до последних лет правления он не был таким лютым ненавистником других богов. В амарнских домах встречаются статуэтки других божеств. То есть не еретик, конечно
[User Picture]
From:bliksem29
Date:January 15th, 2019 02:14 pm (UTC)
(Link)
Дважды перечитала твой пост и погуглила тех, кого ты упомянула.
господи, ну как ты это все запоминаешь и знаешь????!!!

[User Picture]
From:kintosha
Date:January 15th, 2019 03:24 pm (UTC)
(Link)
кроваво )))

> Go to Top
LiveJournal.com