В моем окружении совсем немного людей, которые колеблются строго в рамках генеральной линий партии (неважно какой). Знакомая врач-косметолог настолько ненавидит власть, что для нее все российское плохо, включая вакцину. Убеждала тут нас, что вакцина опасна: "Верь мне, я врач" - "Машк," - говорю, - "ну какой ты врач? Ты свистки надуваешь (по ее же собственному выражению, означает губы филлером накачивать). Где ты - и где Гинцбург? Ну давай, расскажи мне по пунктам, чем опасна вакцина, а я тебе расскажу мнение ученых-иммунологов". Увернулась она, конечно, от дискуссии. И вот она, судя по всему, действительно не привьется Спутником ни за что. Хотя именно ей бы не помешало: весит центнер, и есть кое-какие аутоимунные сбои. Но за удобство пакетного мышления надо платить, иногда и своим здоровьем.
А как не хочется принимать сторону и брать один из пакетов!.. Да и как можно самого себя так продавить? Крым для меня наш, а вот продвижение религии чуждо. Но при этом агрессивная идеология лгбт-чего-то-там мне тоже никак не нужна. Режим коррумпированный, но менять одного вцепившегося во власть юриста на другого юриста, который непонятно на чьи деньги живет, учит дочь в США и готов ради своего президентства перемалывать в бунтах чужих детей - нет уж.
Кстати, о бунтах. Нынешние протесты, имхо, преимущественно идеологические. Когда французы устроили Великую французскую революцию, большинству населения буквально грозила голодная смерть. Наша череда революций начала 20-го тоже во многом была связана с невыносимыми условиями жизни, во всяком случае, на начальных этапах. А сегодня, вроде, протестная публика более или менее благополучна. Даже наиболее активные бедные студенты, в большинстве своем, учатся на платке в ВШЭ, что о многом говорит. Получается, что нынешние протесты обусловлены не базовыми потребностями, а идеологическими. И в Штатах, и у нас, и, видимо, в Европе современные протесты - это бунты смыслов. А вот вот цветная революция в Египте была иной, насколько я могу судить: в условиях взрывного роста населения там реально много нищеты и материального неблагополучия.
Ну и еще, каковы бы ни были причины протестов, в них всегда присутствует грызня элит (или условной элиты с той прослойкой, которая рассчитывает занять ее место). Но этот фактор - константа, он не так интересен, как глубинные процессы.