Кинтоша (kintosha) wrote,
Кинтоша
kintosha

Categories:

Скрытые смыслы высшего образования

Мне попалась очень любопытная статья на сайте BBC под названием Degree Inflation. Речь идет о том, что бакалавриат становится мастхевом для большинства специальностей, даже для тех, для которых не нужны какие-то специализированые навыки, получаемые лишь при высшем образовании. Ну и приводится пример молодой женщины, решившей, что graduation ей не нужна, а хочет она просто менеджерить все-равно-что по мелочи. И вот ее теперь упрямо не берут на работу. Предпочтение отдают людям с меньшим опытом, но с дипломом.

https://www.bbc.com/worklife/article/20210126-degree-inflation-how-the-four-year-degree-became-required

Ну и приводится одна из причин: инновационное развитие общества. Технологии так быстро обновляются, что выгоднее брать на работу людей, которые потенциально могут гибко учиться новому, случись очередное внезапное технологическое усовершенствование (а случится непременно).

Я вот согласна с этой точкой зрения на 146 процентов! И у меня есть еще мои личные доводы в пользу высшего образования. Во-первых, даже четырехлетний бакалавриат - это проект. Первый серьезный и длительный проект в жизни большинства людей. И способность довести дело до конца - даже если ты что-то не то выбрал, утратил интерес и т.д. - говорит о том, что и рабочие проекты, требующие упорства, человек сможет успешно завершить.

Во-вторых, для успешной работы (а вообще и для жизни, как по мне) требуется развитое критическое мышление. То есть способность оперировать фактами на основе объективных законов, видеть истинные причинно-следственные связи и их вероятностность (например, "после этого - не значит вследствие этого"). В-третьих, качественное образование (в идеале и хорошая школа, и вуз) формирует мировоззрение. Что остается от образования, когда все забывается? Мировоззрение. Именно оно удерживает человека в парадигме рационального мышления или, наоборот, не дает выйти из иррационального.

Лучше всего критическое мышление развивается при изучении естественных наук (это я читала какое-то масштабное социологическое исследование). Поэтому у нас в семье правило: специальность может быть любой, но школьный физмат, биохим или физхим закончить ты обязан. Но даже и высшее гуманитарное образование в целом воспитывает те же интеллектуальные навыки, поэтом да: сотрудник с дипломом всегда лучше сотрудника без диплома (даже не при прочих равных, а в условиях, когда у бездипломника опыта побольше: опыт из прошлого, а адаптироваться нужно к будущему).

И маленькая иллюстрация к тому, как ведут себя люди (всего лишь в моем окружении, поэтому не обобщаю, нет) с высшим и без высшего образования в условиях такого нового фактора, как панденимя: среди знакомых мне людей с высшим образованием - большинство привитых (из не переболевших). Мишка говорит, у них на биофаке паломничество за прививкой. Но даже и мои коллеги из Института востоковедения прививаются активно и стремительно. Можно искренне совершенно ничего не понимать в иммунологии, но критическое мышление позволяет верно оценивать риски и предвидеть последствия. А среди людей со средним образованием я привитых не встречала пока.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments