Бывают моменты: думаешь, думаешь - и вот головоломка складывается. И все понятно.
Меня жутко мучило в последнее время, что я не умею наслаждаться тем, что имею. Ну вот не могу! Как состоятельный крот из гениальной шварцевской "Дюймовочки": считаю и пересчитываю все достижения и атрибуты счастья, а почувствовать живую радость по этому поводу не могу. Причем чем лучше все складывается, тем мне тоскливее.
Первые признаки кризиса проявились, когда до меня дошло, что у нас идеальная семья. Лучше не будет, потому что не может быть лучше. А потом до меня дошло, что и Великий Интерес найден, и уже ничего больше не нужно искать. Идеал найден. И вот тут пошел надлом. Странное ощущение: у тебя есть все, а ты страдаешь от болезненного чувства потери.
Понимание пришло сегодня, чуть ли не во сне.
Есть люди, которым свойствен постоянный непокой. Он ни с чем не связан, это просто состояние личности. Всегда знала, что я такая, но не понимала, чем это грозит. Во скольких вузах я успела поучиться? В четырех, включая РГГУ, где я сейчас, и не включая Высшую коммерческую школу с МВА. Сколько у меня было (и есть) мужей? Нууу... тут все не так линейно... Считаю, что три (и вот здесь честно надеюсь, что число не изменится). Сколько раз я радикально меняла занятия в жизни? Считая то, что происходит сейчас, - три.
И как я могу успокоиться? Никак. Для этого нужно перестать быть собой, но не могу. Никто не может - и я не могу. Но именно попытки успокоиться загнали меня в кризис.
Есть культуры, которые нашли свой идеал. И цель и смысл их существования были в том, чтобы его найти. Но есть те, для которых смысл бытия - в самом поиске идеала. Из тех, которые я знаю, только в трех идеал был найден: Древняя Греция (именно Греция - Рим не нашел), Древний Египет и Византия. И вот эти-то три культуры для меня бесконечно, болезненно притягательны. Потому что они загадка для меня: они смогли то, чего я не могу.
Зато Ренессанс мне абсолютно понятен. Я его чувствую, как себя. Ренессанс страстно искал, но так и не нашел своего идеала. И вся его суть именно в этих поисках. И высшие его достижения связаны с поиском. А потом ищущий Ренессанс очень органично преломился в такое же ищущее Барокко.
Вывод из всех этих высоких материй: раз моя суть в поиске, то я буду ей следовать. И если окажется, что РГГУ не дал мне всего, что я хотела получить, - пойду в следующий вуз. И если окажется, что где-то за египтологией мелькнет еще один блуждающий огонь, - пойду за ним. Вот только предателем быть не хочу - и не буду. Но все остальное готова расшатать.
Эпизод из прошлого, очень давнего. Во время одной из своих катастроф (с точки зрения меня тогдашней) я захожу рано утром в кабинет на работе (тогда - МЧС) - и вижу своего начальника ( теперь уже друг и мой единственный - и, надеюсь, пожизненный - интеллектуальный роман), приклеивающего на стену над моим столом картинку: цапля глотает лягушку, а лягушка хватает цаплю за шею и душит. Надпись: никогда не сдавайся. И вот уже черт знает сколько лет эта сцена - и эта картинка - периодически всплывают перед глазами.