Кинтоша (kintosha) wrote,
Кинтоша
kintosha

бессонные миниатюры

Достала бессоница. Еще и горло болит :(

И думается о византийских мозаиках. Как же они мне нравятся! Просто до судорог. И всегда загадка для меня.

Вот, к примеру, ранний комниновский период, середина 11 века. Мозаики разобранного (!!! придурки) в 1935 г. Михайловского Златоверхого собора. Хорошо хоть мозаики и фрески сняли перед тем, как разобрать. Фреска евхаристия (святое причастие). В одной и той же сцене слева находятся неплохо сделанные, вполне в комниновском стиле,  апостолы, а справа - архангел в капризной позе с невероятно прекрасным лицом. И все есть: и мягкий объем, и светотеневая моделировка, и богатство нюансов при сдержанном, изысканном колорите. Полное ощущение античного иллюзионизма. Христос рядом с архангелом такой же. Впечатление такое, что сцена составлена из двух частей. И хочется отделить антикизирующего архангела с Христом от приятных, но не шокирующих апостолов.

Еще интереснее сравнивать лицо архангела с лицом Дмитрия Солунского, который находился ниже, прямо под евхаристией. Он у нас в Третьяковке сейчас. А там вообще линейность, плоскостность, контрастные цвета контура и плоскостей лица, ни намека на светотеневую моделировку. Как будто и не комниновский он, а аскетизирующий типаж позднемакедонского периода. Вот каким образом в одном и том же архитектурном памятнике могут быть настолько разные лица? Понятно, что мастера делали разные, но стиль почему так отличается?

Ну и еще один памятник этого периода, лучше которого нет. Владимирская Богоматерь. Чудо из чудес. Абсолютно византийская, константинопольская икона. Наши не дозрели в тот момент (и, кажется, никогда) до такой глубины эмоции. Здесь тоже вполне себе иконно-стандартный младенец... и лик Марии, от которого у меня КАЖДЫЙ раз мурашки по коже. Так на этот мир не смотрит никто. Совершенно понятно, что она видит: судьбу своего сына и неизбежность этой судьбы. За всю историю искусства есть только две женщины, которые так смотрят: это Владимирская Богоматерь и Сикстинская мадонна. Одна - полностью в традициях иконного стиля. Вторая - кульминация Высокого Возрождения: живая каждой клеточкой кожи. Одна неподвижная, вторая - стремящаяся вперед. Но смотрят они одинаково.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments