?

Log in

No account? Create an account
про силы небесные - В поисках Великого Интереса

> Recent Entries
> Archive
> Friends
> Profile

December 12th, 2010


Previous Entry Share Next Entry
09:34 pm - про силы небесные
Древнерусское (а по сути Византия) магнитом притянуло меня в Третьяковку. С утра пораньше. Народу минимум, зал домонгольской живописи почти-почти пустой.  Долго-долго я не могла отклеиться сначала от фрески с изображением неизвестного святителя из  Михайловского Златоверхого монастыря - вот же истинно комниновский образ! Раннекомниновский, без странных белых движков, динамической экспрессии и всего остального, что не сразу проглатывается. Этот святитель - подлинный комниновский ренессанс. А любой византийский ренессанс -  всегда дух античности, который Византия тысячу лет выдавливала из себя, но так и не справилась с ним.

А какой архангел в Чине с Иммануилом!.. Тот, который справа от Христа Иммануила. Я понимаю, почему великокняжеское искусство Владимира всегда такое классицизирующее: все оно - продолжение Владимирской Богоматери. Тот, кто мог смотреть на нее каждый день, не мог захотеть - и не захотел - динамического или маньеристического направления. Только этот невероятный классицизм.

А потом я напялила на голову шарф и отправилась в храм в Толмачевском переулке. Ради нее. Ради лучшей византийской иконы. Ее очень хорошо экспонировали в храме: много света, и стекла не бликуют. Верующие приходили, лобызали стекло, оставляя туманные отпечатки, и уходили. А я так и стояла там. Потому что не оторваться. Лик Богоматери - оливковый, комниновский, с неуловимыми переходами тонов. Знаменитые плави. Лик младенца совсем другой: намного светлее, и намного иллюзионистичнее. В нем античность проявляется особенно ярко. И он как будто освещает собой и Богоматерь, и все пространство ковчега. Какое чудо...

Я уже выкладывала этот образ, нельзя же каждый раз.

Поэтому совсем другое здесь. Все вперемежку: и Византия, и Италия. Пусть так, в этом тоже есть смысл.


13 век, Сербия, Печ


Михаил, капелла Марторана (Палермо)


Константинополь, Монастырь Хора. Ангел, свивающий небо


Лоренцо Лотто


Стреляй меня, не помню кто 



(4 comments | Leave a comment)

Comments:


[User Picture]
From:darina_sun
Date:December 12th, 2010 09:15 pm (UTC)
(Link)
ты заставляешь меня совсем по-другому смотреть на иконы...Я их раньше не воспринимала совсем.
[User Picture]
From:kintosha
Date:December 13th, 2010 08:21 am (UTC)
(Link)
Они очень сложные, поэтому и воспринимаются с трудом. У меня дети - уж насколько я их готовлю - наотрез. И Андрей наотрез отказывается это принимать. Именно иконопись, потому что храмовая живопись и мозаики всем даются легче.

Это самое интеллектуальное искусство из всех, которые я знаю. И ты понимаешь, религия к моему восторгу никакого отношения не имеет. Само искусство невероятно прекрасно и местами достигает идеала.
[User Picture]
From:darina_sun
Date:December 13th, 2010 10:20 am (UTC)
(Link)
мне всегда раньше казалось, что иконопись - самая примитивная ветвь изобразительного искусства. И что примитивность отступает, когда икона сближается с живописью более позднего времени, с Возрождения. Но смотрю то, что ты показываешь, и удивляюсь. В хорошем смысле:) Но вот наши иконы - плоские, примитивные, хоть режь меня:(
[User Picture]
From:kintosha
Date:December 13th, 2010 01:15 pm (UTC)
(Link)
Ты знаешь, Ир, а я вот с некоторых пор поняла, что мне не нужно в больших количествах искусство, которое воспроизводит жизнь как она есть. Зачем мне прямая итальянская перспектива, если она и так вокруг меня. Хочется, чтобы живопись разговаривала своим собственным языком. В этом плане византийское искусство как раз такое. А по поводу наших икон я специально для тебя пост выкладываю.

> Go to Top
LiveJournal.com