А какой архангел в Чине с Иммануилом!.. Тот, который справа от Христа Иммануила. Я понимаю, почему великокняжеское искусство Владимира всегда такое классицизирующее: все оно - продолжение Владимирской Богоматери. Тот, кто мог смотреть на нее каждый день, не мог захотеть - и не захотел - динамического или маньеристического направления. Только этот невероятный классицизм.
А потом я напялила на голову шарф и отправилась в храм в Толмачевском переулке. Ради нее. Ради лучшей византийской иконы. Ее очень хорошо экспонировали в храме: много света, и стекла не бликуют. Верующие приходили, лобызали стекло, оставляя туманные отпечатки, и уходили. А я так и стояла там. Потому что не оторваться. Лик Богоматери - оливковый, комниновский, с неуловимыми переходами тонов. Знаменитые плави. Лик младенца совсем другой: намного светлее, и намного иллюзионистичнее. В нем античность проявляется особенно ярко. И он как будто освещает собой и Богоматерь, и все пространство ковчега. Какое чудо...
Я уже выкладывала этот образ, нельзя же каждый раз.
Поэтому совсем другое здесь. Все вперемежку: и Византия, и Италия. Пусть так, в этом тоже есть смысл.
13 век, Сербия, Печ
Михаил, капелла Марторана (Палермо)
Константинополь, Монастырь Хора. Ангел, свивающий небо
Лоренцо Лотто
Стреляй меня, не помню кто