?

Log in

No account? Create an account
апология древнерусской живописи - В поисках Великого Интереса

> Recent Entries
> Archive
> Friends
> Profile

December 13th, 2010


Previous Entry Share Next Entry
04:28 pm - апология древнерусской живописи
Лучшие фрески и иконы в Древней Руси - это византийские мастера. А что же мы, мы сами? Мы сами никогда не научились искусству мозаики. Мы сами в середине 13 века провалились в ад. Мы сами почти век не видели современного византийского искусства. Византия, впрочем, тоже провалилась - чуть раньше, когда туда пришли латиняне (венецианцы, черт бы их побрал!). Но ее католический ад по сравнению с нашим, кочевым монголо-татарским,  - это рай.

Но вот то, что было до кочевников, то, что мы делали сами, разве это не чудо?

Агиосоритисса. Богоматерь-заступница. Произведение великокняжеской мастерской Владимира периода Владимира Боголюбского. Я понимаю, что видно плохо: ее БУКВАЛЬНО восстанавливали из пыли (есть такие реставрационные техники). Но ведь понятно, кто стоит за этим чудом - все та же Владимирская Богоматерь.

Я попробую потом в фотошопе оставить только лик и высветлить его. Но и так, в общем, понятно.

А это Михаил и Гавриил со "Спаса Иммануила с архангелами".




Это то самое, знаменитое классицизирующее направление комниновской эпохи, единственное, которое прижилось во Владимире. Потому что у них была Владимирская Богоматерь.

(27 comments | Leave a comment)

Comments:


[User Picture]
From:essuveyra
Date:December 14th, 2010 09:02 pm (UTC)
(Link)
Лер, ну я серьезно, медовых пряников мне больше не надо, мне худеть надо - забирай)) ты можешь себе позволить, с твоей-то дисциплиной строжайшей))
давай придумаем, как передать!
[User Picture]
From:kintosha
Date:December 14th, 2010 09:39 pm (UTC)
(Link)
Чего?.. :)))) Ань, ты про что? У меня ощущение, что я чего-то не помню...
[User Picture]
From:essuveyra
Date:December 14th, 2010 09:49 pm (UTC)
(Link)
ну как не помнишь - мы же обсуждали разные мелкие удовольствия девочкины - медовые пряники, зайцы плюшевые..
[User Picture]
From:kintosha
Date:December 14th, 2010 09:57 pm (UTC)
(Link)
ааааа... ну ты даешь :). Я пряники тоже не каждый день. Только когда выпью, когда в карты проиграю. Ну, сама знаешь :).

Их, кстати, гипотетически можно туда-сюда гонять, в зависимости от того, кто толще становится. Или это уже чересчур? Хотя что тут не чересчур
[User Picture]
From:essuveyra
Date:December 15th, 2010 06:09 am (UTC)
(Link)
так! решено! МТС, тариф "Школьный" - клуб для девочек "Пряник"
))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))
[User Picture]
From:kintosha
Date:December 15th, 2010 07:25 am (UTC)
(Link)
Пряничный домик был, помнится, у ведьмы :). Любишь пряники - будь готов к последствиям
[User Picture]
From:essuveyra
Date:December 15th, 2010 07:29 am (UTC)
(Link)
если доомик - то какие могут быть последствия! ;)
а если пряничный - тогда надо быть аккуратнее - но на этот случай как раз и предусмотрен тариф "Школьный" - фигаро здесь, фигаро там..))
[User Picture]
From:kintosha
Date:December 15th, 2010 08:06 am (UTC)
(Link)
очень изощренно. Непривычно для меня. Смущает то, что если уж покупаешь эти пряники, то надо их быстро сожрать, пока не засохли. А никто не готов жрать в таком количестве
[User Picture]
From:sunsmiler
Date:December 19th, 2010 03:26 pm (UTC)
(Link)
Пардон, а разве в тех же мастерских Боголюбского работали не мастера из Византии? Лики-то все греческие (о чем Вы и пишите, упоминая технику эпохи Комнина))
Хотя не удивлюсь, если наши мастера, научившись у византийских, копировали их образы.
Но в любом случае, имена их не известны.
[User Picture]
From:kintosha
Date:December 19th, 2010 05:11 pm (UTC)
(Link)
Наши специалисты (Смирнова, Сарабьянов etc) считают ее работой именно русских мастеров. С влиянием византийского классицизирующего направления никто, естественно, не спорит. Хотя сложно все это, конечно: в том же Дмитриевском соборе Владимира с гениальными фресками. Вот кто это был? Кто-то считает, что греки из Константинополя, кто-то - что греки из Салоник (учитывая, что собор посвящен Дмитрию Солунскому). Но вроде как все соглашаются, что русские мастера тоже участвовали. Поскольку надо на что-то опираться, я опираюсь на мнение большинства исследователей (если есть большинство), либо на мнение тех, кто мне больше нравится :). Но с этой иконой кворум набрался :)
[User Picture]
From:sunsmiler
Date:December 19th, 2010 06:23 pm (UTC)
(Link)
С мнением специалистов спорить не буду, ибо сам специалистом в этой области не являюсь))
Руководствовался же следующей логикой: на всех представленных иконах явно типично греко-византийские профили (глаза, носы, форма черепа с надбровными дугами и прочее прочее)), именно греческий, а не славянский. Насколько я понимаю (опять же из довольно поверхностного изучения древнерусской иконографии),славянские иконописцы волей-неволей придавали святым ликам черты окружавших их славян же. Откуда им знать каким должен быть уроженец Ближнего востока Христос? Да, они видели его образы на византийских иконах, но им были ближе именно славянские черты лица. Вспомните иконопись северо-восточной Руси (речь, правда, уже о XIII веке), где святые изображены с румянами на щеках - как не подумать, что Богородица здесь была списана с княжеской жены или просто некой современницы, в которой автор видел сходство с Девой Марией?
Или пример еще более поздний и не совсем иконописный, но все же - Пермская деревянная скульптура (кто о чем, а вшивый о бане)): здесь у святых и Христа очевидные коми-пермяцкие черты лица. Это и увеличенные скулы, и разрез глаз и форма головы. Уточню еще раз, пример не из сферы иконописи. Но логика такая же - среда, в которой жил и становился как художник автор нашла отражение и в его работах.
С другой стороны, славянские или греческие черты лица на иконах - это еще и политический аспект. Предположу, что в XII веке "агентам Византии" (условно назовем греческих иконописцев именно так) было выгодно изображать святых, похожими на своих соотечественников, дабы показать свое преимущество перед варварами-славянами. И мало ли что князь Олег повесил щит на вратах Царьграда!)
Та же логика и со славянскими ликами.


Простите, что нафлудил Вам тут) Просто давно ни с кем не беседовал на близкие по духу темы. Оторвался, высказался))
[User Picture]
From:kintosha
Date:December 19th, 2010 07:32 pm (UTC)
(Link)
Как я Вас понимаю! Мне тоже иногда кажется, что я всю оставшуюся жизнь о Византии буду сама с собой разговаривать :)))

На самом деле, все не так линейно. Для любого великого стиля (а византинизм уж точно таковым является) характерна цельность. В итоге этот самый комниновский тип можно наблюдать на всей громадной территории византийской империи - от Северных Балкан (вспомните Нерези) до ужасающей провинции в виде Древней Руси. В 12 веке вибрации стиля были сильнейшие (от динамического до "маньеризма"), но комниновский тип читается во всех направлениях.

И это естественно. Византийское искусство, во-первых, было сильно догматизировано, а во-вторых, нашло свой идеал - в том числе в образах. А от идеала, как известно, добровольно не отказываются. В этом смысле русским иконописцам не надо было видеть греков - комниновские лики идеальны, таких греков тоже поискать :). Им надо было видеть столичные либо салоникские образцы.

А то, что происходило в 13 веке - любопытнейшая вещь, связанная с историческими событиями. Где появляются впервые славянские лица? На фресках северных балкан - Сербия, Македония. А что в это время происходило в Византии? А ее не стало на время: в 1204 г. ее завоевали венецианцы и прочий сброд. Резко ослабело влияние центра - и на тебе славянские лица :).

С нами еще проще: ярославская оранта и прочие румяные иконы появились после монголов, когда Русь вообще надолго перестала видеть византийское искусство. А в доказательство посмотрим на "Ангела Златые Власы" - Новгород, около 1200 г. Абсолютно греческий лик :)
[User Picture]
From:sunsmiler
Date:December 19th, 2010 08:19 pm (UTC)
(Link)
Все так) Безапелляционно согласен) Тем более, что особого противоречия со своей логикой не нашел.

А мне уже страшно, что еще пара лет и поддержать беседу на историческую тему я не смогу.
[User Picture]
From:kintosha
Date:December 19th, 2010 08:40 pm (UTC)
(Link)
Это еще почему?? Историческая тема - бездонный колодец. Ничто не мешает пить из него вечно :))
[User Picture]
From:sunsmiler
Date:December 19th, 2010 09:05 pm (UTC)
(Link)
Это верно, спорить не буду!
Но чтобы, так сказать, пить из него грамотно, нужно быть в теме. А для того, чтобы быть в теме, нужно исторические знания поддерживать, подпитывать, а то они засохнут как неухоженное растение или зарастут сорняками.
Когда-то думал, что смогу делать это без проблем - буду читать исторические книги, даже монографии и иную спец литературу. Но сейчас понимаю, что на все это нет времени.
Тем более что род занятий далек от истории (если не по духу, то по натуре точно).
Но честно говоря, еще тешу себя надеждой исправиться. Ведь прошло всего ничего времени))
[User Picture]
From:kintosha
Date:December 19th, 2010 09:12 pm (UTC)
(Link)
То, что род занятий (а какой? :)) далек от истории - да и бог бы с ним! Жизнь все-таки достаточно резиновая: впихнуть в нее можно намного больше, чем кажется на непросвещенный взгляд. Вы уж постарайтесь, пжста, а то с кем я буду обсуждать подробности эволюции стиля средневизантийского периода??? :)
[User Picture]
From:sunsmiler
Date:December 19th, 2010 09:23 pm (UTC)
(Link)
Род занятий - журналистика, ПиАр (вот не подумал бы никогда, что напишу это)). Вольный художник на службе крупному бизнесу, короче) И это как нельзя кстати подтверждает Ваш тезис о "резиновости жизни", с которым я полностью согласен)

Хорошо) Буду стараться! Уже нашел на полке томик "Малой истории искусств", где как раз про средневековое искусство, в том числе Византийское и Русское рассказывается. Почитаю))
[User Picture]
From:kintosha
Date:December 19th, 2010 09:40 pm (UTC)
(Link)
Да-да, это мне знакомо: все свои силы вкладываешь в то, чтобы очень богатые люди стали еще богаче :).

С чего-то надо начинать продолжать :). "Малая история" подходит. Ее, кстати, блестящие историки искусства создавали коллективным интеллектом. Ривкин - Древнюю Грецию и Тяжелов - Средневековье. Думаю, Византия тоже хорошая. А есть еще "Новая история искусств" - Колпакова. ОЧЕНЬ хорошая. А еще можно Лазарева (история византийской живописи) и Сарабьянова (история древнерусской живописи) выковырять из инета. Проверено - выковыривается! :))
[User Picture]
From:sunsmiler
Date:December 19th, 2010 09:49 pm (UTC)
(Link)
Как раз статьи Тяжелова там и есть! И еще Сопоцинский - у него по Руси.

Чувствую, что когда я все это прочитаю, мне придется сферу своих научных интересов плавно сдвинуть веков этак на 7-8 назад и с рекламмы в прессе Перми начала XX века перескочить на Византийскую и Древнерусскую иконографию))
Хотя не могу сказать, что мне это не интересно.
Я иногда грешным делом в церкви хожу не о спасении свой грешной души помолиться, а на иконы посмотреть и попрактиковаться в почти забытом мною древнерусском))
[User Picture]
From:kintosha
Date:December 20th, 2010 05:40 am (UTC)
(Link)
Совмещать можно. При желании :)
[User Picture]
From:sunsmiler
Date:December 26th, 2010 08:12 pm (UTC)
(Link)
Случайно вспомнил, что у меня дома стоит еще фолиант - "История Византийской империи" Ф. Успенского. Шикарное (во всех смыслах) издание Б и Г, кажется 1913 года! Иллюстрации там великолепнейшие. При этом каждая проложена калькой.
[User Picture]
From:kintosha
Date:December 27th, 2010 08:47 pm (UTC)
(Link)
С буквой "ять"? :)
[User Picture]
From:kintosha
Date:December 19th, 2010 09:41 pm (UTC)
(Link)
Ой, а у Вас ночь...
[User Picture]
From:sunsmiler
Date:December 19th, 2010 09:50 pm (UTC)
(Link)
Да, ночь идет без проволочек. Но не до сна - сижу работаю)
[User Picture]
From:kintosha
Date:December 20th, 2010 05:41 am (UTC)
(Link)
Самое страшное - не работать ночью, а вставать утром, на следующий день :)
[User Picture]
From:sunsmiler
Date:December 20th, 2010 06:25 am (UTC)
(Link)
Да, это было страшно... Из серии - лучше бы я умер вчера)
[User Picture]
From:kintosha
Date:December 20th, 2010 09:01 am (UTC)
(Link)
:)) Я тоже еле встала. Только чувство долга вытащило меня из постели. А потом еле доехала. У нас жуткая метель - дороги стоят вмертвую. Сейчас передохну пару часов - и можно выдвигаться в универ. К вечеру как раз доеду :)

> Go to Top
LiveJournal.com