Category: образование

Category was added automatically. Read all entries about "образование".

опять не понимаю

что-то я вообще понимаю все меньше и меньше, в разных сферах. Недавно попалась восхитительная статья о разнице в подходах к образованию детей у китайских и западных родителей. Ответ на вопрос, почему все китайские дети способные. Потому способные, говорит китаянка (преподаватель в Йеле), что занимаются как проклятые. А поскольку дети никогда не хотят ничем заниматься, кроме игр, то китайские родители их заставляют в очень жесткой форме, и сами с ними занимаются, когда надо.  Не боится китайская мать сказать ребенку "ты тупица" или "ты жирная, пора сбросить вес".  Родители считают, что главное - не удовольствие от процесса, а результат. На этом фоне западное "чем бы ни тешилось, лишь бы не вешалось" проигрывает по всем пунктам.

Но не понимаю я другого (с этим как раз все понятно): моя подруга-цигунист мне все время твердит о созерцательности китайской философии, о ее акценте на недеяние, на ожидание, пока само сложится. "Не надо тянуть всходы" - ее любимая цитата. Но вот этот подход к образованию из статьи - прямая противоположность такой философии. Не здесь и сейчас, а постоянная работа на результат, то есть на будущее. Западная философия, исповедующая активность (достаточно Ницше почитать, чтобы убедиться), соответственно, вступает в противоречие с современным западным подходом к воспитанию и образованию детей.

Кстати, образование детей - не единственная сфера, где я вижу это противоречие. Если посмотреть на китайских мастеров кун-фу и цигун, то очевиден запредельный профессионализм, который достигается годами ежедневных многочасовых тренировок. Ну и где тут недеяние, где созерцательность?  Что-то не так.

вопреки/не вопреки?

Мишкина команда прошла в финал всероссийского турнира юных биологов. Это одно из самых замысловатых интеллектуальных  состязаний в России. В отличие от олимпиад, где решают задачи и тесты в огромных количествах, здесь команды работают над проектами - задачами такой биологической изощренности, что даже подготовленные люди пугаются и не сразу понимают, как к ним подступиться. В общем, дети исследуют темы, готовят презентации (очень научные - халтура не проходит) и едут на турнир. А там бои: выступление, оппонирование, рецензирование. Неумолимое жюри, много команд. Сначала региональный этап, потом, для призеров, Всеросс в Пущино (наукоград, как моя Дубна, только биологический).

Интровертный, сложно общающийся Мишка почему-то обожает это мероприятие, хотя оно ему нелегко далось. Мало того, что для подготовки одной только задачи нужно кучу научной литературы прочитать (чаще на английском, потому что там самые продвинутые статьи в открытом доступе, как правило, на английском). Так еще и регулярные подготовительные встречи, на которых и свои же члены команды, и преподы-тренеры (все кандидаты бионаук), норовят тебя раскритиковать и обсмеять.  Потом, на турнире, уже эта самая командная работа, которая Мишке тяжело дается.  Он все время умудряется влипнуть в какой-то конфликт. Как все это может нравиться?

В том году команда их гимназии выступила средне, жесткий капитан поспешил обвинить Мишку и еще кого-то. Михайле команда не давала выступать, и он в личном первенстве оказался самым бесполезным. Мне казалось, он больше не сунется, но не тут-то было. По какой-то причине он все равно хотел на турнир. Капитан прошлогодней команды не взял его и еще пару человек, набрал себе других. А эти организовались в свою команду, в которую никто, особо, не верил, даже собственные учителя-тренеры. И все ставки были сделаны на вторую команду. На всероссийский этап прошли обе, но Мишкина хуже выступила. Мишка опять вошел в какой-то скрытый конфликт с очередным капитаном. В общем, когда поехали на Всеросс, от них особо ничего не ждали. Да и они сами, похоже, ничего особенного не ждали от себя. Но готовились-то добросовестно. И вот случилось никем не ожидаемое: они вдруг начали на удивление хорошо выступать, в первых же боях набирая выдающиеся баллы (и Миха, в том числе). Все обиды были забыты, все работали как единый механизм, друг друга не упрекая за менее удачные выступления и поздравляя за успешные. В итоге именно они в финале. Вторая команда не прошла и заметно отстала от наших по общекомандному зачету.  Вот так.

Я вижу их фото на сайте, сделанные во время боев. Такие счастливые, одухотворенные лица! Они наслаждаются всем этим. И вообще, там все дети такие, все 24 команды по пять человек. Такие счастливые, что я им немножко завидую: есть мало мест, где можно получить такой плотный заряд энергии. Поэтому когда слышу очередные причитания о гибели образования в России, каждый раз удивляюсь: ну не вижу я этого. Понятно, что это все не рядовые дети, раз на Всерос пробились. Понятно, что хорошее образование стало менее всеобщим,  и усилился разрыв между самыми образованными и средними. Но образование даже и близко не умерло, и не выглядит умирающим.

Пойду статью дописывать, чтобы хоть как-то приобщиться к трепещущему счастью науки

Свобода совести

У нашего Мишки есть друг, назовем его Ваней. Друг гимназический, общаются они уже четыре года, соответственно. С этого учебного года Ванька перешел из нашей гимназии, славящейся своей естественно-научной традицией, в математическую. Он необыкновенно одарен в математике, хотя и ленив не меньше, чем Мишка.

У друга Ваньки родители исключительно религиозны. Сколько мы его помним, он каждое воскресенье вместе с родителями ходит в храм, постоянно (или с какой-то разрешенной периодичностью - я не очень в курсе) причащается. Периодически мы слышали о каких-то запретах, налагаемых вероисповеданием. Опять же, точно не помню, какие запреты, так как далека от этой темы.  Посты, само собой.
Когда писала диплом, именно его я расспрашивала, как он воспринимает таинство причастия. Что для него те хлеб и вино, которые он вкушает. И он со всей серьезностью старался мне объяснить, что чувствует.

До этого учебного года Ванька был постоянным гостем у нас дома: каждую субботу после школы они приходили вдвоем, и Ваня оставался до тех пор, пока родители не требовали немедленного возвращения. В этом году он приходит реже, но все равно достаточно часто. Сегодня они долго гуляли, катались на великах, и пришли голодные, как волки.

- Пельмени будете? - спрашиваю (я забыла совсем, что сейчас пост, поскольку это не наша тема).
- Даа!!! - возбужденно отвечает Ваня. - Мне сейчас пельмени за счастье. Сейчас пост, я вчера священника еле уговорил разрешить мне выпить молока...
- А как же пельмени?
- А я атеист! - убежденно отвечает математик Ваня.

Воистину, насильно мил не будешь...

Я семь недель ловил форель...

Так начиналась детская песенка в переводе Маршака.

Я четыре недели пыталась разобраться в Мишкиной геометрии. У них запредельно сложная геометрия. Не знаю, зачем такая биологам. То ли амбиции училки-мехматовки, то ли престиж гимназии - в общем, ужас и кошмар. А объясняют плохо, поэтому покатился у Мишки снежный ком соответствующих оценок. Папа посидел одну ночь с одной задачей и отправил нас по всем адресам Советского Союза. А у меня всепоглощающая мотивация: мне надо, чтобы Мишук понял, наконец, как решать эти задачи и смог, наконец, посвящать время любимым предметам. А чтобы он понял, нужно, чтобы я поняла и объяснила.

Задачи решались, конечно, но через те теоремы, которые они еще не проходили. Я подключила друзей математиков-физиков, припрягла Мишкиного репетитора по алгебре (мехмат, однако). Да, они их решали, но не теми способами. А "теми" так ни один и не решил.

А я решила. Вчера поняла принцип и решила основной массив, а сегодня, наконец, добила самую убойную задачу. Для меня это все равно, что доказать теорему Пуанкаре, все равно, что найти доказательства теории вероятности. Это интеллектуально-волевой подвиг: я идейный гуманитарий и сознательно забыла все, чему учили меня в свое время в физматшколе. Да нас так и не учили, честно говоря.

Это я похвасталась, а теперь - к пикантной стороне вопроса. Вчера в фэйсбуке пожаловалась на сложность гимназической программы и получила море откликов (количество комментов ушло хорошо за сто): мне объясняли, зачем нужна такая программа, объясняли, зачем Мишке в будущем это понадобится, объясняли, какая это замечательная школа. Потребовали задачи - я выложила. В ответ тишина, за исключением единственной девушки, которая быстро их решила, но через запретные теоремы. А сегодня я радостно выложила свое решение, прямое, простое и красивое. Катюшино решение было на трех листах, а мое - на половинке листа. А в ответ опять тишина. Никто из тех, кто потратил вчера полдня на критику моей критики чистого гимназического разума, никто из тех, кто вчера требовал условия задач, сегодня за нас с Мишкой не порадовался. Нет, конечно: никто и не обязан... Но как-то странно...

почувствовать себя дурой

Я тупая. Такой вот итог последних двух месяцев моей жизни. Мишук поступил в биокласс... и у нас, наконец, появился электронный журнал. Мы получили возможность наслаждаться красотой предмета в режиме реального времени. И я увидела двойки по алгебре с физикой не во вконцечетвертной агонии, а вот прямо по мере поступления и вижу. И моя жизнь круто изменилась. Потому что в попытках понять, почему же столько двоек, я зарылась в их программу.

И все, кирдык. Больше в моей жизни ничего не осталось. Я только сижу и решаю задачи по алгебре, геометрии, физике и химии, учу эмбриогенез и биохимические процессы, пишу сочинения по русскому, решаю бесконечные олимпиадные задания по тем предметам, по которым он пролез (чудом, на мой взгляд) во второй тур.

И они, черт, не решаются. Стандартно одна задача из пяти заданных по геометрии отказывается решаться. Пара рациональных дробей становится еще пышнее после моих усилий, чем до них. И даже химия с биологией, моя area sacra, в моем исполнении больше напоминают бессмысленную алхимию.

Это не сценка "Папа у Васи силен в математике". Я решаю не для того, чтобы он списывал. Мне надо объяснять, если есть проблемы. И мне надо понимать, ругать ли его за двойки или нет.

Система оценок изменилась. Если раньше двойка значила что-то ужасное, то теперь оценки больше напоминают компьютерное тестирование: 5, 2, 5, 2, 2... Да-нет-да-нет. Иногда за забытую тетрадь ставят кол. "Сбой коммуникации! Сбой коммуникации!"

Им безумно много задают. Поэтому да, я иногда пишу за него сочинения. Он биолог, в конце концов. Пишет более или менее грамотно, нафиг ему литературные изыски? И по последнему сочинению (описание и анализ картины "Грачи прилетели") я получила 5/4.Не натянула на пять. Я профессиональный искусствовед с красным дипломом, между прочим. И у меня 5/4. Я тупая.

Голова от компота предметов болит так, как никогда не болела в вузах. И я ничего не делаю, кроме этого. Вот просто НИЧЕГО. Жизнь проходит впустую, я второй раз учусь в школе, причем плохо. Здесь нет кокетства ("я-то хоть как-то решаю задачи по химии..."). Ровно так, как говорю, так себя и чувствую: тупая. А жизнь проходит впустую.

Ура!

Мишук-таки - призер биологической олимпиады МГУ! Запечатлел свое имя в призовых анналах на сайте биофака. 

Ошибки учли, выводы сделали - в следующем году будем целиться на 1-ое место :)

муки и радости фотошопа

Вчера у меня случился качественный прорыв в ФШ! Стимулом послужило обнаружение в инете восхитительных текстур. А открытие было совершено с помощью Ксюши, которая куда-то нажала - и у меня пропали все инструменты. Ковыряясь в поисках пропавших инструментов, я обнаружила ту самую кнопку, которую полгода не могла найти. Не буду говорить какая - ибо стыдно, ей-богу.

В итоге вчера я полночи провела в счастливом освоении эффекта патины, ретро и прочих стильных радостей. Утром наслаждение процессом продолжалось. Черт, не хочу работать, не хочу сдавать вечером дурацкий экзамен. Хочу только фотографировать и обрабатывать. И хвастаться результатами :)

(no subject)

Еле сдала эту теорию архитектуры... Хотя, вроде, и готовилась, и интересно было. Качественные знания даром не даются. Как же мне мешают бесчисленные зачеты! Столько нужно сделать: и с "перспективным человеком пообщаться", и помещения отсмотреть, и определиться с экспертами по климашинской коллекции, и с Ленкой обсудить цикл лекций по истории искусства, и фотками заняться, наконец...

Да, а я буду вместо этого зачеты сдавать. Голова не работает. Кастрюля вместо головы.

(no subject)

День сурка какой-то: будильник - сборы Мишки/Андрея - сборы на работу - пробка - работа - пробка - универ - пробка - укладывание Мишки - укладывание Ксюши. Всё.  Остальное - лишь детали, частности, которые никак не меняют общую картину.

Режимная суета - враг вдохновения. Поэтому ничего не хочется делать и ничто не радует. Случайные радости (пятерки - дни рождения - отмена Андреевских командировок - отмена скучных пар в универе) просто встраиваются в канву: да, пятерка. А сколько мы вчера занимались? Да, объект восхищения на ДР. Но на следующий день жуткий недосып и круги под глазами. Нет подарков судьбы. Все закономерно.

Черт, нет даже времени, чтобы попить вечером белого вина!  А андреевская сделка века сродни берлинской стене.

А хочется в Рим, хочется послушать "Тоску" Дзефирелли (должен же он ее поставить когда-нибудь). Хочется в галерею в Афинах: полюбоваться дивными урбанистическими полотнами неизвестного мне художника. И даже, может быть, купить...

А будет покупка зимней одежды детям в MotherCare, археология в субботу (!), командировка Андрея куда-нибудь, хлопоты с медицинской страховкой - студенческим - исключительными тарифами на Дальний Восток - тендером для Сахалин 1. И пробки, пробки, пробки... Да здравствует кошмар имени Лужкова на Белорусской! (Блин, а мне туда надо каждый вечер ((((()