случилось неизбежное

Та девушка с терминальной стадией, о которой я писала, умерла. Сегодня похороны. Это было неотвратимо, с поздней диагностикой и общей ослабленностью организма. И главный вопрос теперь, как с этим справится моя подруга. В этой истории все ужасно. Чуть больше года назад мы хоронили ее мать, теперь хороним дочь. До сих пор ее жизнь была загружена бесконечными заботами о дочери, а теперь она становится предельно простой и пустой.

А мир вокруг сверкает новогодними декорациями и живет в предвкушении праздника. Ужас

ускользающие смыслы и ностальгия по... СССР?

Пару лет назад я потихоньку осознала, что мне нравится тоталитарная архитектура. Не только "сталинский ампир", но и итальянская, эпохи Муссолини, и немецкая, эпохи 3го рейха. И очень похожая на них монументальная архитектура Нью-Йорка того же периода. Найди два отличия между сталинскими высотками и некоторыми нью-йоркскими зиккуратами. Ну ладно, два можно найти - на "американцах" нет звезд и гербов СССР. Много лет я старательно избегала Бережковской набережной, знаменитого Дома на набережной и московских высоток, петляя по переулкам 19 века, но постепенно восприятие начало меняться. Сначала примагнитил конструктивизм, да и вообще весь русский авангард, а затем и сталинский ампир перестал казаться грубоватой мегаломанией. И теперь мой центр силы - сквер между химфаком и физфаком, напротив Главного здания МГУ. Ну понятно, там не только в архитектуре дело: естественнонаучные факультеты для меня священны. Но, перемещаясь между монументальными зданиями, я с любопытством разглядыаю скульптуры и рельефы, всегда очень символичные, буквально заряженные смыслом.

new york
mgu panter

А потом в фейсбуке всплыла группа Soviet Visuals. По искусствоведческим каналам всплыла. Я сунулась - и залипла.

[Spoiler (click to open)]

Группа камуфлируется под коммерческий проект, типа магазин футболок, но что-то я сомневаюсь. Качество контента, частота появления постов меня поразили. Сайт - абсолютно экспортный продукт: все на английском, и подписчики в большинстве своем иностранцы. Сколько их, боже мой!.. И как они активны! Посты не только лайкаются, но и репостятся. И еще там почему-то принято привлекать внимание своих знакомых: под каждым почти постом обязательно есть призывы каких-то людей к каким-то другим людям посмотреть на картинку/видео.

Я погрузилась в комменты: однако... Куча народа, кажется, плотно подсажена не только на visuals, а на саму идею СССР. Ну понятно, у иностранцев нет собственных или семейных воспоминаний о нем (у кого есть, пишут совсем другие комменты - это я тоже увидела). Но, опять же, и я сама (а моя семья пострадала от сталинских репрессий) стала находить удоваольствие в Soviet visuals, причем не только тех, которые связаны с моим собственным детством, но и в ранних.

mgu painting

Призадумалась. Сдается мне, что привлекательность довольно утопичной и криво реализованной идеи может быть связана с тем, что в современном мире людям катастрофически не хватает смыслов. Все прагматично до предела, все рассматривается в категориях практической полезности. Это, наверное, тот самый гумилевский актуализм ("после меня хоть потоп"). И становится невыносимо скучно и пусто, и начинает тянуть к "заряженным" смыслом вещам. Отсюда, видимо, неожиданный интерес некоторых молодых европейцев к исламу, отсюда же - ностальгия по СССР. Не столько по реальному, сколько по идеальному, проекции которого как раз и проявляются в Soviet visuals и самых общих идеях того времени. Отсюда же успех активного и чрезвычайно идеологизированного ЛГБТ-сообщества.

Мне, конечно, проще сопоставлять с теми эпохами, с которыми я работаю, а это эллинизм и раннее христианство. По сути походы Александра - сплошная череда войн. Но за ними стояла идея объединения народов и культур, которая оказалась столь привлекательной на том этапе, что античная ойкумена превратилась в культурный плавильный котел. А основной нового сплава стала греческая культура. И когда смотришь на памятники того времени - от Испании и Северной Африки до Индии - без труда видишь эту основу.

С ранним христианством еще понятнее: у христиан начала 1-го тысячелетия со смыслами было все в порядке. Поэтому, я думаю, христианство было "обречено" на успех. Античный мир свои смыслы уже утратил, а люди в них по-прежнему нуждались (всегда нуждаются). И произошла такая идеологическая диффузия - люди перемещались из области низкой концентрации смыслов в область высокой концентрации.

Все замечательно, но кое-что меня смущает. Если не ошибаюсь, у Гумилева за периодом актуализма следует не пассеизм (здравая осмысленность, прогрессивная), а футуризм - готовность нещадно убивать ради абстрактных идей. Но поскольку он (Гумилев) в прикладном плане для меня лично неподъемный, то остается надеяться, что эпоху футуризма мы уже проскочили как раз в 20-м веке, и теперь, после некоторых блужданий, придем к стадии гумилевского пассеизма.

mgu ideal

жуткая история

Шепотом расскажу ее здесь: не дает покоя. А здесь нет общих знакомых, и вообще я так ничей секрет не выдам, потому что идентифицировать невозможно. Дочери моей близкой подруги поставили чудовищный диагноз - аденокарцинома легкого, 4ая стадия. Метастазы везде, где только можно. Очень долго диагноз поставить не могли, потому что картина была странная, нетипичная. Ситуация развивалась по типу СПИДа, но без ВИЧ, то есть, без внешнего агента. Долго подозревали туберкулез и даже эхинококкоз, потому что они ведут себя похожим образом - метатазируют в те же органы. А еще потому, что у некурящего (и даже у курящего) человека рак легкого в 29 лет - это медицинский казус. Исключив инфекции, начали искать первичную опухоль, тоже с трудом, потому что клетки опухоли настолько низкодифференцированные, что уже и не поймешь, откуда она. При этом ни одной мутации! Приобретенное заболевание, не наследованное. Наконец, методом исключения, пришли к легкому.

К тому времени, как определились с диагнозом (а заняло это 2 месяца), состояние ухудшилось значительно. Сделали первую химию - и опухоль резко дала множественные метастазы. Тело покрылось шишками. Знакомый онколог, впрочем, сказал, что такое бывает: столкнувшись с агрессивным агентом, опухоль "удирает" в лимфатическую ткань. Состояние еще ухудшилось, и вторую химию долго не решались делать. Прогноз - полтора месяца жизни, если без химии. Система ОМС предлагает только хоспис, частные клиники, естественно, готовы работать, но боятся делать химию: она сама по себе может убить. Наконец решились, сделали, вместе с имуннотерапией. И вот тут ей стало легче, вопреки прогнозам. Ждем теперь, надеемся.

Самое странное, это откуда такой диагноз вообще мог взяться у очень молодого человека. Она никогда не курила, не работала с токсическими веществами, не подвергалась облучению. Ничего такого. Но есть одно но: уже лет десять она сидит на жесткой веганской диете, до этого еще лет пять - на вегетарианской. А ведь веганство на уровне common knowledghe считается фактором, снижающим риск онкологии. И вот тут я кинулась искать информацию. Нарыла пару англоязычных исследований и поговорила со парой знакомых врачей, искушенных в биохимии. Выводы вот какие: веганство очень сильно влияет на иммунитет. У веганов часто уменьшается количество лейкоцитов, Т-лимфоцитов и других клеток иммунной системы. Причина, видимо, в том, что это белковые структуры, а организму вегана критично не хватает аминокислот, и он начинает экономить на том, без чего немедленно не умрешь. И еще странные вещи: у клеток в организме веганов меняется структура клеточной мембраны. Опять же, не хватает аминокислот для производства опорных белков мембран, поэтому мембраны становятся более жесткими, менее проницаемыми. Нарушается сообщение с межклеточной средой, возможно, вывод продуктов жизнедеятельности клетки. И еще кое-что: дефицит витамина D, омега-3 и кальция. Все три компонента обладают мощными антиканцерогенными свойствами.

Вот такая информация начала всплывать в ответ на мои поиски. Но почему-то она такая, камерная. Спросишь биохимика о веганстве - ругается страшными словами. Но на медийном уровне картина иная.

В онкологи сказали, что иммунотерапия бесполезна, если не есть животные белки, и дочь подруги начала есть молочные продукты. Может, улучшение связано и с этим тоже: иммунотерапия вызвала мощный ответ организма, которому теперь есть, с чем работать.

лето по модулю

Лето рассыпалось для меня на несколько модулей, совершенно непохожих друг на друга. И продолжает рассыпаться.

- Модуль 1: ранняя Хорватия. Мишка на практике на биостанции, мы втроем в еще очень спокойной, июньской Хорватии. Домики под соснами пока не надоели, время проходит приятно и с пользой для работы (текст к музейному календарю писался даже без справочных книг, статья о поездке в Тиграй для "Эфиопских тетрадей" - вообще разминка).

- Модуль 2, очень странный. Андрей в командировке, Ксюн в Хорватии с няней, Мишка на биостанции. Футбольный карнавал Москвы, фитнес и теннис. Каждый день фитнес и теннис. Минус 2 кг веса.

- Модуль 3. Каир. Ежедневные блуждания по пустыне в дикой жаре (ищем место для будущей концессии). Шиша и домино по вечерам, долгие разговоры на балконе. Жара.

- Модуль 4. Микроремонт, который оказался хуже макро. Ужасно делать ремонт в квартире, где живешь, но отчасти не было выбора, а отчасти квартира уже требовала перемен: Ксюн подросла, и мы успешно забили барахлом каждый угол. Из пятикомнатной квартиры сделала шестикомнатную (ура лоджии 15 м2). Лично красила мебель в цвет тиффани. Дикая жара в Москве. Минус 2 кг.

- Модуль 5. Хорватия в полном семейном составе. Жара. Надоело. Я здесь мать-перемать. Снимаем домик, стирка-уборка-готовка - на мне. Но дети обрели взаимопонимание, которого раньше не было. Ура!

- Модуль 6. Наступит в субботу. Венеция-Сорренто. Отели The Leading Hotels. Smart casual, рестораны с видом на Санта Мария делла Салюте и Соррентийский залив. Думаю, что много-много книг на балконе.

Пошла на теннис

интересные дела творятся в нашем маленьком мирке

Эти весна и лето были удивительными. Столько солнца... Когда мы вернулись из майской поездки, здесь уже сирень расцветала, а в прошлом году - только в июне. Половину весны, кажется, я провела на скамейке в сквере перед главным зданием МГУ, между химфаком и физфаком. Там поразительная атмосфера: когда мне лень работать, глаза не глядят в сторону эфиопских икон и египетских амулетов, я закидываю ноутбук в рюкзак и иду пешком в этот сквер. И удивительное дело: там, под обрывки разговоров прогуливающихся студентов и профессоров, мысли думаются, статьи пишутся и вообще ощущение, что ты находишься в центре вселенной. МГУ для меня - вечный центр силы. Праздно размышляя над тем, в какой район мы бы хотели переехать, мы вдруг дружно поняли, что наша жилая география ограничивается территорией, откуда виден шпиль главного здания.

mgu tulips

А Михайла, между тем, кажется, попал в поток. Он на удивление хорошо сдал вторую сессию, четверка у него только по вышмату, и он по ее поводу жутко расстроился. Потому что мог лучше, да. Но зато, но зато... Зато он познакомился с мировой величиной в молекулярной биологии, у которого несколько лабораторий по всему миру и который преподает в Сколтехе, и тот его с сентября берет в институт биологии гена, где Мишка будет заниматься антибиотиками. Хотя он еще только на второй курс перешел, но этот биолог очень прогрессивный и "выращивает" новое поколение ученых.

Вообще я замечала, что удачливость обычно сопутствует в тех делах, где ты точно находишь свой если не великий, то большой интерес. И начинаешь впахивать, так как мотивация высока. Так что Михаиле, с одной стороны, повезло со знакомством, а с другой, он на это везение наработал своей увлеченностью и вовлеченностью.

Collapse )

У себя я это тоже замечаю иногда. Вот с Эфиопией так получилось. Благодаря этой приплывшей ко мне в руки теме я, наконец, научилась зарабатывать своей новой профессией. Это, конечно, не те деньги, которые я зарабатывала в "прошлой" жизни, но, по меркам гуманитарной науки, просто неприличные. Надеюсь, набреду еще на что-нибудь, что позволит выйти к прежнему уровню. Тема сама меня нашла, но нашла она меня не случайно, а потому что я уже давно по уши сижу в искусства дальних рубежей европейской цивилизации. И удачливость продолжает мне сопутствовать, особенно в мелочах. К примеру, я жутко мучаюсь с надписями на иконах и предметах декоративно-прикладного искусства, потому что знание геэза у меня в зачаточном состоянии. Но порой, когда уже не знаю что делать, мне в других местах совершенно случайно попадаются идентичные грамматические конструкции, но уже с переводом. Значит, я тоже своим делом занимаюсь.

Есть подвижки и у маленького Тюнца. Мы ее поздно отдали в теннис, после художественной гимнастики, и тренер нам говорил, что не теннисные у нее движения, реакции и т.д. она безнадежно отставала от одногруппников. Но теннис любит. Упорно тренировалась и, наконец, через два года тренер сказал, что он хочет с ней заниматься профессионально, так как она оказалась очень способной. А мы оказались перед дилеммой: либо структурная лингвистика (к которой я вижу у нее склонность), либо теннис. То и другое на жестком уровне невозможно просто. Ладно, разберемся в процессе.

Неожиданно для себя я тоже увлеклась теннисом. Уж очень азартно Ксюн с папой играют на моих глазах. Елки зеленые... Физическая подготовка у меня хорошая: лезть в гору три часа, выбраться враспорку из пятиметровой гробничной шахты я могу. А в теннис почти не могу. Не технически - это-то понятно, а физически: обнаружила у себя большое количество мышц, о существовании которых я и не подозревала. Ну и ладно, все равно буду ходить.

А еще мы с Ксюном ездили в мою драгоценную Дубну. И она удивительным образом не изменилась. Не обветшала, не утратила своей интеллигентности. Молодой, интеллектуальный, процветающий город. Как меня перло от всего: от вида коттеджей в соснах, от густой синевы Волги, от улиц почти без машин, а больше всего - от моего двора и детских "лазенок", которые по-прежнему на месте. Я не живу там уже 30 лет, а ощущение - что только там и живу. там дом. Но я не физик-ядерщик, к сожалению. Ксюн влюбилась в Дубну. "Мам, а физика с шестого класса начинается" - "С седьмого, но у нас в семье не наблюдается способностей к ней" - "Тогда, может, замуж за физика выйду?.."

io dubna

пост-авантюрное

Ну вот, мы вернулись из Эфиопии. Точнее, вернулась моя тушка, а мысли все еще блуждают по "крыше Африки". При всей склонности к поиску нестандартных занятий, путей и мест, ничего оригинальнее я, пожалуй, не делала. Залезла на все горы, на какие планировала, несмотря на весь свой первобытный страх высоты.
ETHIOPIA_0682_10-02-18
[Spoiler (click to open)]
Страх - первобытный, в этом я убедилась на 146 процентов: при подъеме к церкви Абуна Йемата (которая не опубликована, потому что ни один нормальный исследователь туда не может долезть), меня посетил такой древний ужас, что мой опытный друг, коллега и попутчик несколько театрально, но сурово и решительно говорил: "смотри мне в глаза!". Как он объяснил, я начала часто и поверхностно дышать, что означает потерю самоконтроля, что ли. Ну, почти сурово говорил, на самом деле ему, не знакомому с первобытным страхом высоты, было смешно. А мне совершенно не до смеха, потому что подъем на Абуна Йемату оказался хуже, чем я ожидала. По просмотрам фото и роликов в интернете у меня сложилось впечатление, что там только три решительно неприятных места, но их оказалось больше. Тот карниз, по которому я иду на первой фотке, никто почему-то не упоминал. И это было только начало. Кажется, я только потому и добралась до церкви, что спускаться мне было так же страшно, как и подниматься.

Стоило оно того? Безусловно. Полезу ли я еще раз? Никогда в жизни! Первобытный страх можно преодолеть, как оказалось, но расстаться с ним нельзя. И еще три дня после подъема мне снились эти карнизы и отвесы. Зато да: теперь у меня есть научный материал, которого нет больше ни у кого.

А вообще страна меня поразила: она такая другая по сравнению с мусульманским арабским миром. Никакой грязи, никакой суеты. В людях чувствуется свобода и независимость (их ведь никто так и не смог завоевать за всю их историю). Они доброжелательны и контактны. И нигде так не радовались моим робким попыткам читать и произносить слова на местном языке, как в Эфиопии. Пожалуй, я туда еще вернусь.

src="https://ic.pics.livejournal.com/kintosha/12496725/158691/158691_900.jpg" alt="ETHIOPIA_0689_10-02-18" title="ETHIOPIA_0689_10-02-18">
ETHIOPIA_0724_10-02-18
ETHIOPIA_0731_10-02-18
ETHIOPIA_0861_10-02-18

цикличность времени и приключения

В этом году у нас впервые за долгое время была живая елка. Она мужественно простояла месяц - три недели до и неделю после Нового года, а потом скоропостижно зачахла, когда мы с были на Мальдивах. Об этом сообщил нам студент Михайла ("Мать, елке трында"), который в этом году отказался с нами ехать: первая сессия, как никак. Когда мы вернулись, елки уже не было, и это было прекрасно. Когда-то давно я читала, что у японцев очень сильно чувство сезонности, циклического течения времени. Прямо как в античном мире, где сезоны - наиважнейшие персонажи мозаик и живописи. Они (японцы) умеют остро чувствовать и наслаждаться нюансами каждого сезона. Раньше я этого не понимала и не умела, но в какой-то момент чувство сезонной цикличности ко мне пришло. И вместе с ним пришло удовольствие от смены сезонов. Когда-то мне весна начинала сниться в сентябре - и я погружалась в фоновую тоску по весне. Теперь уже и осень, и зима мне стали нравиться. И все же самое классное - это ощущение момента перехода от одного сезона к другому. Момент слома парадигмы, опять же, точка, где дифференциал равен нулю. Поэтому же я люблю позднюю античность и искусство на краю ойкумены - там ломается парадигма.

Так вот, зима для меня заканчивается, когда мы убираем елку, а убираем мы ее обычно поздно, так как киндеры любят новогодние декорации. Обычно перед моим ДР, то есть в середине февраля. А в этот раз закончилась 8го января, когда мы вернулись в Москву. И неважно, что как раз сейчас выпал снег и похолодало: ощущения-то весенние. И на этих вот эмоциях предчувствия весны я собираюсь в Эфиопию. Уже скоро, меньше чем через месяц.
Collapse )
Эфиопская тема пришла ко мне сама, причем весьма решительно. Моя стойкая любовь к искусству дальних границ европейской ойкумены приносит иногда очень любопытные плоды. В музее русской иконы есть крупная коллекция эфиопского христианского искусства, а специалистов нет. То есть она годами там экспонируется без единой подписи, потому как никто ничего не знает. Не то, чтобы музейщики не пытались что-то сделать, но не сложилось у них с теми, кого они привлекали. Поэтому, с одной стороны, они меня очень настойчиво уговаривали ей (коллекцией) заняться, а с другой - ничего особо от меня не ждали. А напрасно :). Первый пробный памятник - икону-складень - я уже атрибутировала. При том, что, когда заходила в тему, не знала вообще ничего. Но атрибуция - это то, к чему у меня, кажется, есть способности. В том году я атрибутировала картонаж мумии (который вообще первый раз в руках держала в своей жизни) с точностью до половины века (точнее и невозможно, если что). Это подтвердила потом специалист №1 в мире по картонажам, которая приезжала к нам на раскоп. Ну и с эфиопской иконой произошло примерно то же. Понимание, ЧТО я вижу, пришло, как ни странно, на Мальдивах (там вообще думается хорошо). А дальше, когда знаешь, в каком направлении думать, уже легче и аналогии искать, и сюжеты расшифровывать. В общем, икона оказалась конца 17го века из региона Гондэр. Довольна необычная, кстати. Я в своей атрибуции уверена на 99 процентов и могу доказать. Хотя, конечно, нужно будет еще провести экспертизу пигментов и деревяшки, на которой она написана.

Как и следовало ожидать, тема оказалась жутко интересной. Ну еще бы: новые дальние рубежи. И раз уж я в нее захожу надолго, то надо ехать. Маршрут разработали - зашибись. Самая интересная часть - скальные церкви региона Тиграй на северо-востоке Эфиопии. До них еще долезть надо, в буквальном смысле: они на скалах расположены, в большинстве своем. А я высоты боюсь. Но интерес, зараза, упорно толкает вперед и уговаривает: вылезаешь из гробниц - залезешь и на скалы.

на двух стульях

точнее, между двумя стульями мирами. Все, дома. Сезон, которого я ждала год (с той или иной интенсивностью), закончился. И хотя там были моменты, когда я ненавидела все и хотела домой, скучать по нашей странной, ни на что не похожей жизни начала еще в день отъезда. Вышла на балкон, чтобы забрать донельзя пыльные "раскопные" вещи - а там нежное солнце, и пение птиц, и шелест пальмовых листьев. И так будет всегда, каждый день. И как-то затерялись на задворках сознания грязные улицы, приставшие местные жители, унылая еда и даже пара блудных тараканов, которых я пришлепнула тапком в номере. Традиционная фотка закрытия археологического сезона, пожалуй, что-то говорит о нашем крайне замкнутом, сцепленном на неврозе братстве:

Collapse )

мы 2017 Гиза

Наш модус вивенди - квинтэссенция тесного сообщества, в котором все заняты одним делом, причем делом весьма необычным, в котором трудно найти единомышленников. Поэтому круг и узкий, можно даже сказать неизбежно и вынужденно узкий. И поэтому все продолжают общаться даже после серьезных ссор, которые обычно разводят людей менее созависимых. Шутки, понятные только нам, сплетни, своим охватом не выходящие за рамки все того же круга, обиды, которые вызвали бы недоумение у непосвященных. Круг настолько узкий (а вокруг - шумная, суетливая и абсолютно чуждая социальная пустота), что всю мою интравертность как рукой сняло. Я все время проводила с ними и не уставала от общения. От работы уставала, а от общения - нет. И сейчас я хочу в "доминошницу", где мы каждый вечер азартно играли, разбившись на две-три команды (наша всегда была самая веселая), и не менее азартно курили шишу. Вот что любопытно, кстати: я веду там не сильно здоровый образ жизни - курю, причем не только шишу, мало сплю, ем всякую лабуду, сутками сижу то в пыльных гробницах, то в песке на жестком солнце. Но после приезда мне только ленивый не сказал, что я выгляжу как после очень долгого и качественного отпуска.

А вообще Египет, вопреки всем своим чудовищным недостаткам, обладает сильной магией притяжения. Даже для меня, человека, для которого пирамиды стали повседневной рутиной, находятся свои якоря. Другого формата, конечно. Например, куст жасмина, растущий на полпути от моего отельчика до ворот Гизы. Египетский жасмин, эссенции которого, найденные в гробницах Древнего Царства, хранили свой аромат 4000 лет, совсем не похож на наш пышный и нарядный куст. Египетский выглядит вот так:
FullSizeRender

Это довольно невзрачный на вид, зато "вечноцветущий" куст, на котором увядшие цветочки перемежаются с бутонами и молодыми цветами. И пахнут они по-другому. Запах сильный и стойкий, но, чтобы его почувствовать, нужно почти коснуться носом цветка. Каждый день, идя с раскопа и на раскоп, я срывала по одному цветочку - и мир начинал играть другими красками. Идеальный Египет, который существует, увы, лишь в моей голове, пропитан этим запахом.

А еще - долгая поездка по пустыне из Александрии, которая мне очень понравилась в этот раз, в бархатной египетской ночи, в неудобном микрике, где уже почти все спят, а ты, соприкасаясь головами с другим таким же не спящим, слушаешь Little fifteen на айфоне, без наушников, потому что не планировал ничего слушать, но спонтанно захотелось.
И огоньки, выхватывающие из мрака кусочки пустыни, и теплый ветер - избавление от изнуряющей жары в разгар дня.

А теперь у меня другая жизнь, да. За три дня я кое-как наладила быт в моем голодном и злом семействе, которое встретила меня после месяца отсутствия. Дети однозначно считают, что глава семьи - я (хотя это не так), просто потому, что их мирок вращается, когда я сижу в центре и раскручиваю его.

В декабре почему-то у экономической элиты сплошные ДР, поэтому я спешно пытаюсь вернуть себе условно цивилизованный вид. Нет, конечно, маникюрно-педикюрные будни - не моя история, но крестьянские мозоли на руках (кайлом тоже приходится махать, однако) и синий ноготь (кусок скалы упал и прищемил палец) хотелось бы закамуфлировать, да.

В одном из приглашений черным по белому написано: форма одежды - вечерняя... А весь мой гардероб состоит из джинсов, футболок и кроссовок. Андрей сурово сказал: "Иди в магазин". В магазин я не пошла, разумеется, но в интернете заказала себе новые, НАРЯДНЫЕ синие кроссовки. Осталось решить, с какими джинсами их надеть - синими или черными. Шучу, конечно: платье придется купить какое-никакое. Вот ищу теперь что-нибудь со стебом, в чем я не буду выглядеть как мужчина-пародист в балетной пачке.

А еще мы с Андреем, кажется, незаметно для себя взяли шефство над забытым богом забайкальским поселком, в котором, по иронии судьбы, он когда-то служил. Все началось с письма в благотворительный фонд, в котором мать-одиночка просила зимнюю одежку для детей. Я отправила - и через месяц мне пришло письмо от другой семьи. Отправила - и вот уже ворох писем из Билютуя лежит у меня на столе. Когда Андрей увидел адрес, он не поверил своим глазам. А поскольку не понаслышке знает, что это за место, то загорелся идеей создать там небольшое предприятие, которое позволит людям хоть как-то зарабатывать. По аналогии с тем, что сделала удивительная девочка Гузель в башкирской деревне, построив там медовую фабрику. Андрей такой: масштабный, щедрый и добрый.

будни египтолога

Это фото сделано буквально в трех минутах от моего рабочего места. Уже 10 дней я здесь, в Гизе, и трудно придумать что-нибудь более инаковое по сравнению с моей московской жизнью.
sphinx retro

Гиза сама по себе - место отвратительное. Надо очень любить полевую египтологию, чтобы год за годом приезжать сюда и жить по месяцу. Вообще большинство египтологов обожают Луксор и ненавидят Каир, но у нас концессия здесь, и, кроме того, коллеги мои любят именно Древнее Царство. Поэтому мы здесь.

Collapse )

Пока у нас ничего сенсационного не происходит и, в общем, вряд ли произойдет. Такие находки, как прошлогодняя мумия, все-таки редкость. Правда, мы закончили с гробницей Персенеба и в слое ниже птолемеевской мумии нашли, наконец (предположительно, конечно), разбросанные по всему саркофагу кости древнего владельца гробницы - самого Персенеба. Кости разбросали еще древние грабители, настолько древние, что поверх перемеса в 3-м веке до нэ положили нашу мумию, которая, кстати, оказалась женщиной. Но поскольку особо ничего нельзя писать о находках, расскажу-ка я чуть-чуть о своих буднях.

io

Египет за пределами центрального Каира очень мало ушел от деревни. Здесь, в Гизе, лошади, верблюды и ослы - абсолютно естественное дополнение на улицах. Если верблюды - это типа экзотика, предназначенная для катания туристов, то лошади и ослы - средство передвижения и перевозки грузов. Поэтому улицы завалены навозом. такой вот пригород столицы. Грязь вокруг просто невообразимая. Мусор многими выбрасывается прямо из окна, и Гиза, что понятно, буквально утопает в мусоре. По моему опыту, это чуть ли ни самое грязное место в Египте. Ориентированное на туристов население - галдящее и приставучее. Каирцев и луксорцев я откровенно не люблю и не устаю сожалеть о том, что на смену коптской культуре арабы привнесли сюда свое бескультурье. Ну да ладно, сожалеть о прошлом - дело совсем бесперспективное.

У меня здесь сложился очень жесткий режим дня. Я довольно сильно устаю на раскопе, чисто физически, потому что это постоянное карабкание по скалам вверх и вниз, прыжки в погребальные шахты и вылезание оттуда по стенам по много раз в день, висение в погребальных камерах в неудобных позах с лопатками и мастерками, а иногда, чего уж греха таить, и с подобием кайла. Поэтому после раскопа ничем конструктивным заниматься я уже не в силах. Поэтому фитнесом по часу занимаюсь с утра. Фитнес мне нужен не моды ради, а потому, что описанная выше деятельность требует хорошей физической подготовки. А поскольку рабочий день начинается в 8.00, а на мой комплекс упражнений требуется час, и прямо спросонок я не могу к ним приступить, ничего себе не свернув, то встаю я в 5.30. Семь дней в неделю, потому что в свой единственный выходной мы не сидим дома, а с утра пораньше уезжаем в какие-нибудь интересные места.

Ну вот, 5.30 - подъем, полчаса на раскачку, час на фитнес, еще час на душ, сборы и завтрак. Живу я в простеньком отеле в двух шагах от дома, где мы снимаем две квартиры для археологов, приезжающих специалистов (остеологи, антропологи, палеоботаники и тд) и студентов. Я, интроверт, вот просто никак не могу жить в одном помещении с еще шестью-семью людьми, делить с кем-нибудь комнату, сражаться за ванную... В общем, общежитие - не моя парадигма.

В без трех минут восемь мы встречаемся возле ворот их дома - и на раскоп. Простенький обед (египетская лепешка с овощным рагу или бобовой смесью) в одной из "обжитых" нами, уже исследованных гробниц - в 11.00. Через полчаса - опять в "свою" погребальную камеру - и до 16.00. Потом мы вместе идем пить сок в уличной лавчонке. Даже не "в", а у лавчонки - столики не предусмотрены. Манговый сок изумительно вкусный, но делают его в чудовищно антисанитарных условиях. Но я привыкла за три сезона, а остальные и подавно.

Дома я оказываюсь где-то в 16.30 и бесконечно моюсь потом, потому что, сами понимаете, пыль, грязь, кости, обрывки пелен, которыми обматывали мумии и т.д. На ужин не люблю ходить, хотя в моем отельчике есть ресторан, потому что, во-первых, еда в Египте невкусная (кроме дорогих отелей и ресторанов с иностранным кулинарным влиянием), а во-вторых, каждое соприкосновение с шумными египтянами меня утомляет. Поскольку я уже опытная, то в этом году привезла с собой целый ворох пачек со всяким итальянским сухим печеньем на оливковом масле и прочими такими, условно "здоровыми" вещами. Ну и фрукты здесь прекрасные, их я покупаю. Где-то до 20.00 сижу в номере, делаю кое-какую теоретическую часть (статьи редактирую, просматриваю нужные материалы), а потом мы встречаемся и идем в одну нашу любимую забегаловку играть в домино, курить шишу и очень много смеяться, потому что коллектив у нас спаянный плотно, сцепленный на неврозе, можно сказать, и сложилось множество лишь нам понятных шуток, намеков, подтекстов и способов радоваться жизни.

А на следующий день - все сначала. Вот такая жизнь. Сегодня вечером, впрочем, для меня все изменится на полтора дня. Ко мне приезжает драгоценный Андрей. Гизу он не любит (а кто ее любит?), поэтому мы проведем две ночи в лучшем каирском отеле, днем будем бездельничать, валяться у бассейна на неимоверно высоком этаже. Может, съездим в коптский квартал, в мой любимый Коптский музей и церковь эль-Муалляка с дивной красоты византийскими фресками. А послезавтра я вернусь к своему гизскому измерению.

другая жизнь начинается

завтра. Завтра я улетаю в Каир, на раскоп. Две мои жизни - обычная и египтологическая - практически не пересекаются, надо признать: ни по modus vivendi, ни по кругу общения, ни по целям и задачам. Здесь я, интроверт в квадрате, живу в парадигме собственного мужа: его друзья, его бизнес-партнеры, отели Relaix et Chateaux, красивые машины, трендовые рестораны, супертосканские вина... Там - копеечный отельчик в грязной убогой Гизе, долгие часы в неудобной позе в обществе мумий в кромешном мраке гробницы, слегка потревоженном светом налобного фонарика, шиша в уличной забегаловке за столиком прямо на улице, среди ослов, худых собак и лошадиного навоза, сомнительного вида египетская еда. Ну и коллеги-египтологи, конечно. Контраст настолько значительный, что мне приходится вот прямо полностью перезагружать программу. Здесь я один человек, там - совсем другой, и общего между ними только место работы в трудовой, статьи в журналах и истории, которые я рассказываю в ответ на расспросы любопытных Андреевских бизнес-партнеров и приятелей.

Пилотная группа нашла новый некрополь Позднего (или, может, птолемеевского) периода - и вот туда меня и откомандируют, после того, как я закончу с птолемеевской мумией в гробнице Персенеба. Ура: тесная погребальная камера на 5-метровой глубине мне малость поднадоела.

Люблю обе свои жизни, поэтому мне всегда трудно уезжать - и отсюда, и оттуда. Здесь в этом году интересные дела творятся: Михайла изнемогает от перегрузок на биофаке (МГУ есть МГУ: 6 дней в неделю по 4-5 пар, плюс практические работы, затягивающиеся допоздна, плюс подготовка к бесчисленным контрольным и коллоквиумам), Ксюн пыхтит в бывшей Мишкиной гимназии. Я уже подобрала ей интереснейший факультет на будущее: компьютерная и прикладная лингвистика в ВШЭ. Любой ценой запихивать ее туда не буду, конечно, но есть у меня подозрение, что это ее. С Михайлой я угадала, также в 5м классе. Теперь мы с ней сидим и решаем олимпиадные задачки то по лингвистике, то по математике. С матикой у нас традиционно не очень, но надо. А вот Мишкиным ожиданиям все труднее соответствовать. Он любит "об меня" учить биологию (рассказывает то, что учит). Слушать про грибы, водоросли и беспозвоночных не сильно интересно, но не курочит мозги. Но днями он пришел с вопросом по химической термодинамике, и мне пришлось реально напрячься, чтобы ответить ему по делу. После чего незамедлительно был найден классный репетитор-химик. Иначе можно в дурке очутиться рано или поздно.

А еще ввязалась в сомнительный проект - научное описание коллекции религиозного эфиопского искусства. Меня прямо упросили: у нас в стране его никто не знает, а я, как специалист по коптскому искусству, стою к нему, получается, ближе всех. Так что теперь я еще и эфиопист. Смешно. Но в Эфиопию-то надо будет съездить в феврале. Лет через пять стану единственным знатоком эфиопского искусства в России (если осилю, конечно).